Дикое телевидение

Сетевое телевидение в российском сегменте Интернета развивается крайне бурно. Сошлись вместе и дали кумулятивный эффект три фактора. Во-первых, постоянно растущая в России интернет-аудитория. Во-вторых, при создании программ (зачастую они представляют собой фактически те же самые ролики для YouTube) можно обойтись самыми минимальными затратами, сущими копейками, в отличие от «старого» ТВ. В-третьих, не могла не сыграть свою роль пресловутая подцензурность, несвобода «большого» телевидения, а также довлеющий над ним формат, который в развлекательном сегменте, с его пошлейшими «брачными» ток-шоу, вездесущей криминальной «чернухой» или бесконечными сериалами про бандитов, вызывает еще большее отторжение, чем цензура в информационно-политическом. Последнее приводит к миграции в Сеть всего не то чтобы обязательно «оппозиционного», но вообще хоть сколько-то нестандартного, интересного и небанального.

В свете последнего любопытно, что именно незатейливый, дешевый и сердитый формат роликов для YouTube привел к возвращению на экран двух теле-легенд 1990-х, которым в «нулевые» на этом экране места ну никак не было. И, как можно рассудить в конечном итоге, причиной этого в случае с каждым из них была скорее именно их «неформатность» и яркость, чем политическая позиция. Скандальные монстры отечественного телеэфира начала и конца «бурных» девяностых, Александр Невзоров и Сергей Доренко соответственно завели свои каналы на YouTube, и сделали это в самое последнее время. Если первый ролик Невзорова из серии «Уроки атеизма» был выложен в конце января, то сетевой авторской программе Доренко не исполнилось и месяца.

Невзоровская передача узкоспециализированная, если можно так выразиться. Пользуясь сетевым слэнгом, который в данном случае передает суть дела гораздо точнее, чем любые респектабельные эвфемизмы – это «троллинг» РПЦ, который в исполнении автора легендарных «600 секунд» получается особо изощренным. То есть то, на чем Александр Глебович специализируется последние пару лет, отвоевав себе место (за отсутствием особой конкуренции на данном поле это было несложно) главного критика и религии как таковой, и крупнейшего религиозной организации страны в частности.

Невзоров верен себе. Возмутительные и провокационные вещи он излагает в безупречно-корректной, подчеркнуто «интеллигентской» манере. В отличие от Pussy Riot, к форме его выступлений церковным деятелям сложно предъявить претензии при всем желании. А по сути – издевательство. В этом собственно всегда и была его, извините, «фишка». Другое дело, что прежде, во времена «600» или «Дикого поля», он своим вкрадчивым голосом питерского интеллигента говорил вещи еще и страшные. Ныне же – только возмутительные, даже учитывая, что РПЦ в последние месяцы приобретает все более грозный имидж.

Но в эфирном ТВ даже такие, не самые ужасные, вещи не осмеливается говорить почти никто кроме него, во всяком случае, на постоянной основе - точно. В преамбуле «Уроков атеизма» приводятся резоны запуска этого проекта, весьма ожидаемые: «Необходимость появления этих роликов связана с наличием бесстыжей и свирепой православной цензуры на государственных и не очень государственных ТВ-каналах: место для серьезного, вольнодумного, здравомысленного разговора о религии осталось только в Интернете». Получается у автора в целом довольно элегантно и неброско. Его фирменная маскировка под академический стиль, за которым разверзаются бездны сарказма и нигилизма.

У Доренко все жестче, круче и отвязнее. И привязано к новейшим информационным поводам. Ролики короче, выходят чаще, это оперативные комментарии на события, зона обстрела – неизмеримо шире. Хотя, как и от предыдущего героя, достается и остроактуальным в последнее время «попам» (выпуски «Чаплин и Вавилонская блудница» и «Между нами, атеистами. Обращение к Патриарху»), но помимо них под раздачу восставшего из ада человека-кошмара Лужкова, Немцова и Потанина 1990-х попадает еще много кто. Вплоть до (ужас-ужас) самых первых лиц - ролик «Вожди и кретинки» по свежайшим следам первомайской демонстрации.

Именно здесь, в YouTube бывший автор программы «Время» и нынешний глава РСН разворачивается на полную катушку, позволяя себе то, что не мог и в лучшие для себя времена информационных войн олигархов. Чего стоят одни названия. «Подмигни педерасту в зеркале», это про скандальную историю с заточение московским врачем своего сына-гея в психушку. «Соси, Никита, Соси», обращение к Михалкову, в ролике нет и двух минут, больше 70 тысяч просмотров. «Педиковатые команчи Саши Хирурга» - выпуск про верноподданных и воцерковленных байкеров, автору, как мотоциклисту, тема не чуждая.

Назван проект просто «Авторская программа Сергея Доренко», а для заставки, чтобы далеко не ходить, использованы те самые легендарные скрежещущие шестеренки из 1990-х, в которых, помнится, собранные Лужковым эксперты когда-то прозревали инструменты манипулирования сознанием зрителя, промывки мозгов, «зомбирования» и чуть ли не психотропного оружия. Свои «убойные телеги» (те кто их еще не видел, поверьте на слово – это лучшие слова для определения данного предмета) Сергей Леонидович читает на абсолютно черном фоне, в полной темноте, освещено только его лицо, в черном френче или рубашке со стоячим воротником – адская готика. В отличие от обстоятельного и как бы «академического» Невзорова тут никаких вступительных слов «О проекте» нет. Что тут пояснять то? «Расстрига» «жжет». Когда еще не было слова «троллинг», само явление уже вполне наличествовало. И Доренко был одним из главных магистров этого искусства во времена, когда многие из нынешних сетевых зубоскалов еще пешком под стол ходили. Его ролики - достойный конкурент одному из первопроходцев этого жанра Сергею «Пауку» Троицкому. И еще неизвестно, кто из этих двоих выдает на-гора больше «трэша и угара».

Оба упомянутых проекта – продукт творчества двух крайне ярких и одиознейших фигур с неоднозначной репутацией. Но есть в сетевом ТВ примеры и более спокойных, менее эпатажных программ, при том – тоже абсолютно авторских. Один из них – ток-шоу юриста, бывшего депутата и (как свидетельствует в том числе и этот продукт) интеллектуала Марка Фейгина «Последние вопросы» (несколько выпусков также выложены на YouTube).

Это творение в совсем ином роде. Однако, пусть по другим причинам, но ему тоже вряд ли нашлось место на федеральных или нефедеральных телеканалах. Неспешные беседы на философские, иногда даже эзотерические темы. С Гейдаром Джемалем – о Кастанеде. С Константином Крыловым – о гендерной проблематике в современном мире. Интеллектуальный разговор, долгий, иногда почти час, иногда больше часа, такого много на французском ТВ. Хотя собеседников всего двое, смотрится это занимательнее таких аналогов, как «Апокриф» на канале «Культура». И, хотя и ведущий и, к примеру, два упомянутых гостя относятся к числу деятелей радикальной оппозиции (но Фейгин приглашает и собеседников из совершенно других сфер) у проекта есть правило – никакой политики. Только психология, философия, наука или серьезный, «хардкор»-эзотеризм. Такая сугубо гуманитарная, отключенная от всего злободневного и актуального программа заметно разбавляет эфир Сетевого общественного телевидения (СОТВ), интернет-телеканала, который трудно маркировать как то иначе, чем оппозиционное ТВ.

СОТВ считается детищем бывшего главы Союза журналистов Игоря Яковенко, но канал позиционирует себя как то самое общественное телевидение, о необходимости которого недавно заявил теперь уже бывший президент Медведев. И, с точки зрения авторов концепции канала, телевидение это в России может быть только сетевым. «Поскольку создание общественного телевидения в традиционной эфирной или кабельной форме распространения невозможна без политической воли и санкции со стороны действующей власти, - полагают они, - единственной возможностью решить эту проблему является создание Сетевого общественного телевидения в Интернете».

Это фрагмент из выложенной на сайте Хартии, в которой не скрывается откровенная оппозиционность канала, а одной из его задач названо создание в России такого социального института, как репутация.

«Возможности Интернета позволяют создать параллельно несколько каналов общественного телевидения. Создавая Сетевое общественное телевидение, мы не претендуем на монополию и не пытаемся вещать от имени всего общества. Наша цель – создать ту модель телевидения, которая станет площадкой для широкой общественной дискуссии о ситуации в стране и ее будущем, обеспечит реальный плюрализм мнений, объективную информацию о событиях в стране и в мире».

Насчет плюрализма – правда. По крайней мере, в оппозиционных рамках («лоялистов» на канале незамечено). Помимо таких сугубо либеральных фигур, как Сергей Рыклин, на СОТВ можно обнаружить, к примеру, националиста Владимира Тора с его «Тор-шоу». Вообще, среди авторов и гостей СОТВ в изобилии представлены «несистемные оппозиционеры».

Хартия открыта для подписания, а существовать СОТВ собирается на пожертвования зрителей, это так называемый «донат», то есть прямое дотирование потребителями СМИ – это сейчас «трендово», это постепенно начинает входить в моду. Состав ведущих, аннотации программ – беглый взгляд на это не оставляет сомнений, что перед нами именно оппозиционное ТВ, аналог соответствующих сайтов, только уже полностью в видео формате.

В политической плоскости СОТВ видится этаким антиподом одного из ветеранов интернет-теле-рынка, лоялистского детища Константина Рыкова Russia.Ru.

И подчеркнуто аполитичная авторская программа Фейгина в столь идеологически заряженном контексте смотрится симпатично. Бойцы, оставив на время баррикады, в час передышки между баталиями против кровавого режима, позволяют себе побеседовать о высоком и отвлеченном…

Даже если окинуть только народившийся и уже стремительно расширяющийся ландшафт телевидения в российской части Интернета самым беглым взглядом, то можно убедиться, что если не сейчас, то в потенциале там можно будет найти практически все, на любой вкус. Потому что тут ТВ лишено как политического пресса, так и диктата рейтинга. Да, аудитории до сих пор не сопоставимы. Но приход в сетевое ТВ известных теле- и вообще медиа-фигур – это знак того, что так будет не всегда. Один радикальный политик, литератор и визионер, когда его как-то спросили, каким ему видится оптимальное устройство культурной жизни, в ответ привел образом дикого дерева, не обработанного, то есть, садовникам. Пусть, мол, растет и развивается свободно, как Бог на душу положит. Вот нынешнее «неэфирное» ТВ – это пока то самое дикое дерево.

Часть 2

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67