Человек, нетипичный для XXI века

В пятницу, 4 декабря в Москве на 82-м году жизни скончался актер Вячеслав Тихонов. Сообщалось, что 81-летний Вячеслав Васильевич перенес повторный мелкоочаговый инфаркт миокарда. Операция на сердце прошла нормально, и врачи до последнего надеялись, что состояние пациента стабилизируется. Но в 15.35 великого актера не стало.

Вячеслав Тихонов родился 8 февраля 1928 года в Московской области, в Павловском Посаде. Его родители были далеки от мира кино. Отец был механиком по ткацким станкам, а мама – воспитательницей в детском саду. А он втайне от них мечтал о киноэкране. Когда попытался рассказать о своей мечте, понимания не нашел. Родители хотели, чтобы у сына была надежная и денежная профессия. В дело вмешалась любимая бабушка будущего актера. «Валя, не запрещайте Славику идти туда, куда он хочет. Он еще молодой. Сам не раз может свое решение изменить. Но если вы ему сегодня запретите – он всю жизнь будет считать, что вы ему помешали…».

Учась во ВГИКе, Тихонов дебютирует в фильме Сергея Герасимова "Молодая гвардия", он сыграл роль Володи Осьмухина. Но затем на десять лет пропадает с телеэкрана, работая в театре-студии киноактера.

В 1957 году Тихонов вернулся в кино, сыграв роль тракториста Матвея Морозова в фильме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Эта роль открыла Тихонова как актера. Стало понятно, что он может на экране больше, чем предполагает его фактурная внешность. Тихонов был на экране не только и не столько «простым советским парнем», а прежде всего умным и тонким человеком.

Спустя 10 лет, вышел фильм Сергея Бондарчука "Война и мир", в котором актер воплотил образ Андрея Болконского. Самая трудная роль Тихонова – роль, которой было отдано 4 года, роль, сыграв которую, Вячеслав Васильевич был собою недоволен и даже хотел навсегда уйти из кино.

Но через год очередные съемки у Ростоцкого в "Доживем до понедельника". Учитель Мельников не просто запомнился зрителю. Молчаливый, интеллигентный учитель стал образцом для подражания. За эту работу Тихонову в 1970 году была присуждена Государственная премия СССР.

А дальше был Штирлиц… Роль советского разведчика Максима Максимовича Исаева (штандартенфюрера СС Макса Отто фон Штирлица) в 12-серийном фильме режиссера Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны" (1973) принесла актеру огромную популярность и всенародную любовь. Даже имя героя стало нарицательным, а «наш человек в тылу врага», едущий работать в Берлин, превратился в героя анекдотов, шуток, пародий, родного и всеми обожаемого. Вот уже 35 лет невозможно представить себе искусство и фольклор без нарицательного имени Штирлица.

Персонаж стал жить своей, отдельной от Тихонова жизнью. Тихонов сыграл настолько органично, что ни у кого не возникло подозрений, что Штирлица не существовало в реальной жизни, это плод фантазии Юлиана Семенова. Тихонов убедил своим актерским талантом даже Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, который порывался разыскать разведчика Исаева на пенсии и наградить его званием Героя Советского Союза. Не смог найти. Потому что Штирлиц – он один. И его фамилия – Тихонов. Так Вячеслав Викторович получил звание Героя Социалистического труда.

Вячеслав Тихонов говорил, что «для меня это была обычная актерская работа. Ничего особенного не требовалось. Только поверить в предлагаемые обстоятельства и убрать из-под Штирлица пьедестал, контурность, суперменство, которые так и лезли изо всех фильмов про разведчиков...».

«Мне на даче стало плохо с сердцем. Время позднее, врачей рядом нет. Правда, неподалеку военный госпиталь - туда меня родные и привезли. Доктор в приемном отделении заполняет карту: "Фамилия, имя-отчество?" Я говорю: "Тихонов, Вячеслав Васильевич". Он спрашивает дальше: "Воинское звание?" "Штандартенфюрер", - отвечаю. Доктор поднял глаза, вгляделся: "Ох, извините, не узнал...".

Спасибо. За молчание на экране, за взгляд без слов, за роли, которые вы не играли, а проживали - князь Андрей, штандартенфюрер СС Штирлиц, Иван Иванович – хозяин Белого Бима Черное Ухо, учитель истории Илья Семенович Мельников. Это были яркие и запоминающиеся роли, дорогие сердцу каждого зрителя нашей страны.

За пределами съемочной площадки он жил очень правильно. И его последние годы вызывают уважение: без суетливых тусовок и фуршетов, без унизительных «сериальных» ролей за бабло, без пошлых шоу на «Первом», без звездной болезни. Тихонов до самых последних дней являлся примером того, каким должен быть Человек. Последние годы жизни он жил в основном на даче и практически не снимался. Говорил, что «плохих ролей играть не хочу, а хороших не предлагают».

Сейчас так не играют, другая школа. Но вот что странно, он всегда играл суровых благородных молчаливых мужчин с нордическим характером. Ни капли фальши, красота физическая и душевная. А когда он внезапно постарел, оказалось, что за фактурными ролями героев прятался очень добрый и порядочный человек. Нетипичный для суетного XXI века. Не случайно его последней ролью стала роль Бога в фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». Ушел великий русский актер. Великий и в таланте, и в грандиозной деликатности, точности и благородстве, с сильным внутренним духовным стержнем.

Вот уже несколько лет я наблюдаю с телеэкрана, как умирает мое детство. Сегодня еще часть ушла. Дорогая для меня часть.

На 82 году жизни. Умом понимаю, что это возраст… Но как же больно...

Спасибо Вам, Вячеслав Васильевич! Вечная память!

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67