Биеннале как синтез шизоанализа

В Москве открылась Вторая биеннале современного искусства. Действительно - современного. То есть у любителей "традиционных ценностей" есть возможность, придя на десятки выставок в самых разнообразных залах, галереях, музеях, деловых центрах столицы, почувствовать себя сброшенными с корабля современности. Увиденное - ни словом сказать, ни пером описать, ни топором вырубить. Да, что называется, "все плюются". Зато очень много молодежи и иностранцев. Биеннале стала действом модным, престижным, тусовочным. И это главное. Новое поколение, желающее дистанцироваться от всего, что было прежде, получило в готовом виде "пощечину общественному вкусу", которая уже по одному этому не может не нравиться.

Биеннале - это сама по себе художественная акция, которая не обязательно должна что-то означать. Это, используем словечко из недавнего прошлого, симулякр. То есть феномен без сущностной подкладки. Без того, что якобы за ним скрывается. То, что суть и есть. Без всяких метафизик.

При этом успех биеннале складывается не из того, что на ней выставлено, а из суммы описаний. Прежде всего, в СМИ. Поэтому в пресс-центре выдается толстая пачка пресс-релизов, а список выставок дополнен подробными описаниями того, что там надо увидеть. На самом деле можно ничего не видеть. От журналиста требуется передать своими словами то, что приложено в описаниях выставок. Поскольку описания по определению должны быть интереснее разглядываемого.

Да и самим художникам не обязательно уметь что-то хорошо делать, придумывать, а тем более рисовать или лепить. Чем хуже, тем лучше, потому что важнее это описать, а самоценное произведение искусства может и отвлечь. Оно не должно перетягивать одеяло на себя.

Неслучайно к выставкам теперь прилагаются не только увесистые пресс-пакеты, но и самые настоящие книги. Роскошный том околохудожественного трындежа под названием "Xenia" дополнил выставку "Верю" под кураторством Олега Кулика на "Винзаводе". Философские штудии под названием "Десять докладов" поспели усилиями издательской программы "Интерроса" к самому открытию биеннале. Выставка "Мыслящий реализм" (куратор Екатерина Деготь), открывающаяся в Третьяковке на Крымском валу в двадцатых числах марта, обзавелась спецвыпуском журнала "WAM". Марат Гельман презентовал монографию о себе и своей галерее в качестве пролегоменов к выставкам своих художников в спецпрограмме биеннале. Ну и так далее. Как писал философ Валерий Подорога: "Книга является своего рода концептуальной констатацией и одновременно метафизикой инсталлированных тел".

Умные журналисты давно не ходят на вернисажи, ограничиваясь торжественными приемами в честь события. Достаточно посмотреть на это искусство раз-другой, и ты в курсе на всю оставшуюся жизнь, чай, не теорема Пуанкаре для Перельмана. Лучше вчитаться в рассуждения современных философов, для которых, к примеру, инсталляция - вполне объект интеллектуальных желаний. "Инсталляция утверждает себя в любом пространстве, не встречая сопротивления. Собственно, инсталлировать, насколько я могу понять эту художественную акцию, - это раз-мещать, по-мещать, давать место тому, что его не имеет и чаще всего не должно иметь", - пишет Валерий Подорога о маргиналах без места, себя инсталлирующих.

Учтем при всем этом, что лозунг, слоган, девиз Второй Московской биеннале полностью адекватен происходящему на ней - это "комментарии, примечания". Скудный визуальный ряд только повод к долгому вербальному пережевыванию смыслов, как бы заложенных в произведениях.

На биеннале привлекает внимание большое число инсталляций с живыми людьми. Три чернокожих господина сидят в креслах в подобии интерьера с телевизором, с бутылкой виски на столике. Еще один чернокожий лежит с голыми пятками в сложной композиции. Белый человек в костюме сидит в железной клетке, наподобие тех, что устроены в наших судах. Название инсталляции - "Брокер". Это понятно. Два иностранных господина держат в руках плакаты про безалкогольную водку. Два маляра методично закрашивают комнату - один белой краской по черной стене валиком, другой - черной краской по белой стене. Как заверил один из них: "Будем красить все время работы биеннале".

Все это в башне "Федерация" в новом районе Москва-Сити. При этом в качестве художественного акта воспринимается и само строительство башни с многочисленными строителями из бывших советских республик в единой форменной одежде. Так же воспринимается и огромное число охранников, превышающее число зрителей в залах, поскольку толпы собрались в день вернисажа у нескольких ворот, за которые их не пускали, несмотря на сильный ветер и снег. Сам проход через ворота с толстыми металлическими штырями казался чем-то рискованным, неординарным, опасным, как всякое искусство. Да, наверное, все это - художественная акция.

У входа лежат строительные каски, но зрители не догадываются их взять, поскольку стройка-то кругом идет всамделишная. К тому же счастливчиков только что подняли на внешнем лифте для рабочих - скрипящем, содрогающемся, раскачивающемся на ветру вдоль стены, да на двадцатый этаж, жуть. Как сказал, открывая биеннале, депутат Мосгордумы Евгений Бунимович, в Москве много незаконченных строек, на все будущие биеннале хватит. В бесхитростной шутке - сермяжная правда: искусство нынче становится эстетическим жестом по освоению новых городских площадей, по оживлению депрессивных районов, по перестройке бывших фабричных комплексов в нечто жилое, престижное, клубное, артистическое. Капитал приходит вслед за художниками. Стало быть, и им нашлось применение.

Парадоксально, что при этом современное искусство в западном обществе - это некий левый проект. "Левый" и в социальном смысле (что-то маргинальное), и в политическом - "левизны коммунизма", левой западной мысли с ее антиамериканизмом, антикапитализмом, антиглобализмом. Для них "новые хорошие" - это исламисты, бен Ладен и пр. В этом смысле замечательна стена "узников Гуантанамо" в башне "Федерация", схожая со списками погибших в войне. Тут какое-то двойное - для нашего "опричного" мирка - несовпадение. Для международной конференции "создателей умственных миров" пришлось даже вытащить на свет едва ли не единственного "конвертируемого" мыслителя-социалиста Бориса Кагарлицкого, которого, надо думать, специально держат на случай презентации с участием коллег с Запада. Тем более что мы сами теперь за антиамериканизм двумя инсталлированными руками. А насчет шизофрении свидетельствует адрес башни "Федерация" в глобализированном деловом центре "Москва-Сити": 1-й Красногвардейский проезд. Значит, рядом и 2-й Красногвардейский, и 4-й... Короче, это там, где на днях обвалился мост между прошлым и будущим на платформе "Тестовская".

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67