Беларусь future: поиск суверенитета

Беларусь на фоне остальных государственных образований постсоветского пространства чаще всего представляют в качестве показательного картонного монстра: мол, "смотрите, дети, так вот делать нельзя". Усиленный двумя яркими захватами власти на Украине и в Грузии, этот фон очень ярок, как и любая типично "экспортная" картинка, ретранслируемая местной оппозицией и воспринимаемая западными институтами "продвижения демократии" в качестве красной тряпки. Возможно, еще более точной аналогией в данном случае может стать аналогия с рефлексом "собаки Павлова": экспортная модель демократии подразумевает сама собой рефлекторное выделение слюны при мелодичном звоне.

Сама Беларусь - как и должно быть - не является для экспортеров чем-то действительно важным и ценным: это просто не очень большая территория у западных границ России. Правит Беларусью "тиран" Александр Лукашенко, который ограничивает "демократические права и свободы граждан". Уже этого более чем достаточно для того, чтобы в срочном порядке привести к власти прозападного, предсказуемого и нелегитимного президента: уж на роль Саакашвили всегда кто-нибудь да сыщется?

Проблема поиска своего "мишико" для Беларуси осложнена двумя принципиальными факторами: харизмой Александра Лукашенко и действительной готовностью белорусского общества консолидироваться вокруг фигуры президента. Таким образом, очередная "цветная революция" может породить эффект, обратный ожидаемому: на витке перемен новым "мишико" станет сам Лукашенко. Во всяком случае, два основных оппонента президента Беларуси - Милинкевич и Козулин - до роли "приемщиков" целой страны просто не доросли. В конце концов, может выйти и так, что нынешний президент будет легитимен уже в совершенно ином, западном, качестве.

Подобного развития ситуации боится и Запад, и, как это ни странно, сам Лукашенко, который сформулировал в докладе на Третьем Всебелорусском собрании удивительную для нынешней Беларуси концепцию сохранения государства. Стоит понимать, что эта концепция меньше всего похожа на экспромт харизматичного самодура или жесткую азиатскую программу действий кровавого тирана маленького государства. Текст доклада - это принципиальные положения развития Беларуси без президента Лукашенко. Очевидность того факта, что политический век "всебелорусского батьки" подходит к концу, вряд ли может быть кем-то серьезно оспорена. Сам Лукашенко очень хорошо видит и чувствует, что у него есть только два пути: или стать местным Ким Чен Иром, или выстроить такую государственную систему, при которой его уход не стал бы ценностной идеологической трагедией, в перспективе способной повлечь за собой развал государства.

Идеологической основой белорусской системы государственного управления (да и всей белорусской жизни) и извечной головной болью для Лукашенко является важная и для России проблема суверенитета. Не решив вопроса о суверенности Беларуси, президент уйти не может: ему некуда уходить из-за крайне узкого пространства маневрирования. Дело в том, что сегодня государство Беларусь существует как проводник особой ценностной парадигмы только потому, что ее президентом является Александр Лукашенко. Он не просто гарант Конституции, он - гарант суверенитета Беларуси, и мера его ответственности более чем велика.

Потому-то и выступление Лукашенко начал с декларативного признания самого факта суверенитета:

"Впервые за многовековую историю наш народ создал суверенное государство - Республику Беларусь. Сегодня наш суверенитет - реальный фактор мировой политики. Фактор, который уже никто не может игнорировать.

Мы сумели сделать нашу страну не только суверенной, но и экономически независимой, что гораздо сложнее".

Произнеся заветное слово трижды в двух абзацах, президент Беларуси словно бы "забыл" о суверенитете и вернулся к этому уже в финале своего выступления, перенеся проблему исключительно в военную плоскость:

"В наше время ни одно государство мира не в состоянии гарантировать свою военную безопасность только за счет собственных вооруженных сил. Отсюда и стремление к созданию блоков, коалиций и союзов. Мы - не исключение. У нас есть сильный в военном и экономическом отношении союзник - наша Россия. Ни для кого не секрет, что у нас с Россией имеются совместные программы и планы, направленные на обеспечение военной безопасности нашего Союза. И мы это продемонстрируем летом этого года, на военных учениях.

Но, работая над созданием и обеспечением функционирования совместной военной группировки, мы ни на минуту не забываем о проблемах собственной белорусской армии, которая является основным гарантом суверенитета и независимости нашего государства, оплотом западных рубежей нашего Союза с Россией".

Все положения, уместившиеся между двумя этими высказываниями, можно и должно считать программой развития Беларуси безотносительно личности лидера. Вкратце эту программу можно охарактеризовать как создание мощного и экономически независимого государства с понятными всем отношениями "по вертикали" (участие трудовых коллективов, тружеников села etc в управлении государством) и "по горизонтали" (свободная коммуникация между поставщиками и потребителями товаров и услуг при переходе на качественно новый уровень производства). Придумать что-нибудь более внятное в нынешней ситуации вряд ли возможно. Осмелюсь предположить, что описанная выше схема не только сможет работать без Лукашенко, но и позволит Беларуси сохранить тот самый суверенитет, который является единственным условием выполнения описанной выше программы.

Справедливо и обратное: без суверенитета Беларусь обречена к прозябанию между Россией и ЕС, или под крылом большого восточного соседа, или же под руководством западных институтов демократии. И то и другое, в сущности, будет означать утрату Беларусью той или иной степени независимости, потому что настоящий суверенитет не может быть делегирован: сам факт делегирования снимает с государства огромную часть ответственности за свою будущую судьбу.

Суверенитет в докладе Александра Лукашенко - центральная "фигура умолчания", важность которой очень велика. Но даже у президента Беларуси сегодня нет ответа на этот принципиальный вызов времени. Указание на само существование суверенитета уже давно не работает (с таким же успехом о том же самом могут заявлять и Бельгия с Нидерландами, делегировавшие свою независимость ЕС). Реверанс в сторону России или упоминание о белорусской армии как о гаранте суверенитета - не более чем просто красивые слова. Во-первых, еще не факт, что Россия в состоянии обеспечить свой собственный суверенитет, не говоря уже о белорусском, да и при таком - самом выигрышном в данной парадигме - раскладе никакого белорусского суверенитета просто не станет. Нельзя быть наполовину беременной. Во-вторых, армия же в XXI веке институтом защиты независимости являться не может. Сомнительно, чтобы на государственные границы суверенной страны кто-нибудь взялся покушаться, не имея на то серьезных поводов. Поводов вламываться в Беларусь нет (как ни крути, Лукашенко - это даже не Милошевич). И ничто о скором появлении подобных поводов не говорит.

Как будет выкарабкиваться из этой сложнейшей ситуации Лукашенко - одному ему, наверное, известно. Мы же, как сторонние наблюдатели, можем с грустью отметить, что президент Беларуси, подняв страну из хаоса, рискует дожить до ее краха. Понимая, что не уйти он не может, Лукашенко не знает, как создать прецедент существования небольшого суверенного государства на стыке России и Европы. Пока эта задача оказалась не под силу никому. Беларусь пока еще может стать единственным, уникальным в своем роде заповедником суверенности, которая сама будет производить легитимных и независимых национальных лидеров.

Осталось выяснить самую малость: как этого добиться? Вопрос повисает в воздухе, и именно от ответа на него зависит самое ближайшее будущее Республики Беларусь.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67