Cейчас государство всеобщего благоденствия – это роскошь, которую современная западная экономика уже не может себе позволить. Не может она себе позволить и содержание колоссального среднего класса. Особенно жёсткой выглядит эта ситуация для Европы, не обладающей гигантским технологическим преимуществом США, зато оснащённой стремительно стареющим населением.
Сегодня для нас победа демократии должна означать не выбор просто "правого" неолиберального пути, а создание своей народной власти, опирающейся на диалог с обществом и уважающей его нежелание еще одного круга "затягивания поясов", форсированной эксплуатации труда и так далее.
Я никогда не рассуждаю об "идеальном". Я говорю о минимальном достоинстве, о том пороговом уровне опустившись ниже которого государство уже не может называться даже в минимальной степени справедливым.
Есть две наиболее опасные угрозы для демократии: неправильное восприятие реально существующих проблем и отсутствие жизненно необходимого напряжения между демосом и остальными группами, которое в прошлом приводило к серьезным политическим дискуссиям и высокой степени участия в политической жизни.
Демократия в России дисфункциональна в той мере, в какой удалась имитация паразитически-спекулятивного капитализма метрополий и его способов овладения "демократической политикой". Но вследствие полной беззащитности низов нам удалось продвинуться даже дальше.
Если все эти протестные движения в разных странах мира – от Тель-Авива до Афин, Мэдисона, Мадрида, а теперь и Нью-Йорка – выражают неудовлетворение существующими структурами политического представительства, то что же они предлагают в качестве альтернативы? Что это за "реальная демократия", к которой они призывают?
Я считаю правильным, осуждая авторитарные меры, не упускать из виду глобальной перспективы. В некотором смысле то, на что сетуют россияне, обвиняя Путина в антидемократической политике, является частью всеобщей глобальной тенденции.
Мы сталкиваемся с чудовищной взаимной безответственностью низов, которые готовы громить улицы и грабить магазины, и верхов, присваивающих себе все полномочия и скидывающих с себя любую ответственность. Внизу и вверху – одно и то же разложение.
Нам нужен не коммунизм, не социализм, а предоставление каждому базовой экономической независимости, что совершенно необходимо для развития полноценной демократической жизни. "Гражданское наследство" - ключ к решению этой задачи.
Единственное, что остается – надеяться на некие чрезвычайные обстоятельства, в которых граждане сумеют мобилизоваться, чтобы проявить свою конституционную природу, противодействуя политической системе.
"Политическое" трансформировалось в программу самоподдержания административной подсистемы. Таким образом, демократии грозит опасность превратиться в чистую декорацию, которой исполнительная власть поворачивается к своим беспомощным клиентам.