Сегодня неоспоримым фактом является смерть «культурного» поколения, и полная тщетность всех попыток хоть как-то использовать в политических целях ассоциируемую с ним совокупность идей, надежд и переживаний.
Мамардашвили – один из тех людей, которые есть в каждом поколении. Их жизненный выбор магическим образом отражается в словах и поступках множества их современников. Это своего рода поколенческие маяки.
Так называемая официальная советская философия с первых шагов своего существования перестала быть философией и превратилась в чистую идеологию, по инерции использующую философский язык.
Cуществование внутри советского общества полуподпольных анклавов свободной мысли и творчества говорило о неминуемом приближении катастрофы. "Культурное поколение" приближало мгновение окончательного краха социалистического эксперимента и одновременно собственного краха.
Фильм «Отдел» иллюстрирует процесс самоопределения современной русской философии. 1960-е годы – вообще культурный маркер, раскрученный бренд. В 1980-х едва ли было хуже. Этот бренд оказался раскручен самими этими людьми и их учениками.
Российская философия ни сейчас, ни раньше не была незападной, но она и не является западной. Это сочетание восточнохристианской традиции, особенно в вопросах богословия, и целого ряда инородных западных влияний.
Тот, кто бросал вызов официальному советскому марксизму изнутри во имя более радикального и гуманистического видения, присущего самому Марксу, был гораздо опаснее философа-диссидента, ратующего за христианский экзистенциализм и нечто подобное.
Мое исследование темы неверия и атеизма в России сфокусировано именно на стыке философии и жизненного опыта — каким образом утрата веры заставила людей пересмотреть свои этические убеждения.
"Отдел" представляет собой еще один прекрасный пример того, как исследование советской философии, не доходящее до анализа, остается в сфере воспоминаний, мемуаров и частушек.
Если 1960-е могли порождать хотя бы новых "протестантов", 1980-е уже не могли и того. Нам оставалось одно - в краткие моменты ночного бдения, отправляться вновь и вновь в чудесные странствия, самоотверженность которых граничила с бессмысленностью.
Символической датой рождения "культурного поколения" можно назвать 1969 год, когда в России впервые вышел в свет роман Германа Гессе "Игра в бисер".
Cоциальной свободы тогда не было, зато, как ни странно, были философы. Зато сегодня свобод более чем достаточно, но новых имен в философии что-то не видно. Философы того времени обязаны «советскому» как в плохом, так и в хорошем смысле.
Советская философия представляется коллективным, большим телом, которое работает по извлечению некоторого опыта, который недоступен был ни ей, ни, естественно, нам.
Ильенков объявил партийным идеологам бой на их собственной территории. А что могло быть болезненней для идеологической власти, претендующей на монопольное владение «вечно живым» учением?
Изучение советской философии помогает понять весь ужас положения интеллектуалов в России. Помогает понять, как опасна тоталитарная идеология, когда даже самые талантливые люди не могут творить по-настоящему нового.
Это две стороны советской философии: Мамардашвили был сплошной загадкой, а Щедровицкий – торжество разгадки. Не знать этих людей – смешно. Если бы мне предложили живого Гегеля послушать или Щедровицкого, не знаю, кого бы выбрал.