Широкомасштабные процессы глобализации, протекающие сегодня по всему миру, представляют собой совершенно новый этап человеческой истории, пусть даже эти процессы и имеют много важных общих черт с предыдущими этапами глобализации.
Мой тезис таков: социальное существование любой формальной организации исполнено конфликтами, но одновременно такая организация наделена особыми механизмами, позволяющими скрывать само наличие конфликтов.
Политическое вновь возвращается в нашу жизнь, и возвращается многочисленными и вполне индивидуализированными речевыми оборотами, что внушает надежду на то, что эта политика не будет очередной раз соблазнена "сильными" визуальными образами.
Сегодня действительно второе издание перестройки. Посмотрим, удастся ли на этот раз понять и закрепить революционно-демократические политические формы, и тем самым дать полурожденному российскому государству настоящее конституционное основание.
В России нет дискурса справедливости. Это не значит, что о справедливости не говорят. Напротив, говорят очень много. Но в том-то и дело, что при этом все слышат только себя, справедливость не концептуализирована и ее ценностное содержание остается весьма размытым.
Общее благо не даётся как нечто готовое, беспроблемное, чем политик может воспользоваться ради собственных целей. Напротив, политик должен уметь удерживать себя от соблазнов, чтобы не принимать свои личные цели за общее благо.
Политика, по Арендт, это деятельность, которая только и может осуществить настоящее предназначение человека. Поэтому в Новое Время человек отвечает своему предназначению, только если участвует в революции, или по крайней мере остается верен ее «наследию».
«Постмодернизм» как термин и идея предполагает наличие и распространенность «модернизма». Вопреки тому, что можно было бы ожидать, и тот и другой родились на периферии: они пришли не из Европы или США, но из Латинской Америки.
Что есть Россия? Все последние годы почти исключительно на этот вопрос пытаются ответить в рамках одного поля – поля духовно-религиозно-природного бытия. Единственная собственно социальная материя, которая к этому подключается - проблематика государства.
Надо выйти из дихотомии "власть–народ". Собственно говоря, с другой стороны власти находимся мы. А кто эти "мы"? Это очень существенный вопрос. Ведь "мы" – это некое разнообразие.
Постепенно мы придем к системе, основанной на добровольном регулировании и управляемой небольшим числом корпораций, поддерживающих тесные связи с правительством.
Всех нас всегда интересовали разные вопросы, но объединяло одно убеждение: политическое мышление по своей природе исторично, оно возникло в определенном времени и пространстве и его нельзя понять, если не учитывать обстоятельства того, как оно возникло и развивалось.
«Центр политический философии» подтверждает общероссийскую тенденцию: вместо консолидации перед «лесным пожаром» кризиса происходит все большее разделение интеллигенции на идеологических «гвельфов» и «цвельфов».
Современный кризис выявил авантюрный и хищнический характер сложившейся мироэкономической системы и наряду с этим отсутствие силы, которая могла бы данную систему "подтолкнуть".
При всей омерзительности массовых убийств, при катастрофичности последствий для многих тысяч людей трудно не признать парадоксальной полезности войны, ее очистительных результатов.
Слово "революция" – одно из немногих понятий европейской культуры, смысл которого не был присвоен отдельными партиями, группами и лицами, а остался общим достоянием культурной истории.
Старобинский Жан. Действие и реакция: жизнь и приключения одной пары.
Перспектива любого исторического проекта держится на таких языковых условностях, которые могут в любой момент повергнуть ее во прах.
Появление статей Суркова об искусстве связано с воспитанием у бюрократии хорошего политического тона и перманентным редизайном партийных, экспертных и поколенческих кланов.
Две важные черты отличают современный российский политический дискурс - истеричность ораторов и их ненависть к оппоненту.
Возможно, то, что Ален Бадью, о происхождении и пристрастиях которого, а также о том, что именно он писал о евреях последние 25 лет, они имеют смутное представление, - антисемит, покажется неправдоподобным. Но отчего не попробовать?
В сентябре 2007 года Москву посетил известный левый интеллектуал, египтянин, проживающий в Сенегале, Самир Амин. "Русский журнал" публикует сегодня стенограмму обсуждения доклада Амина, посвященного "вызову глобализации" и ответу левых на этот вызов.
Если народ просто оставлен судьбе, пущен на самотек, равнодушен к судьбоносным сообщениям - значит, никакой судьбы у народа нет. А есть только судьба в форме иронии судьбы.
"Несогласные" спасли свои прекрасные, возвышенные души: они открыто дали понять, что возражают против политики правительства по отношению к Ираку. Власть предержащие спокойно приняли эти демонстрации к сведению и даже извлекли из них определенные выгоды
Разница между общественными системами нивелируется вплоть до полного однообразия. Смыслы уступают место функциям. Свершения - технологиям. Истины - "дискурсам". В общем-то, это и называется эпохой постмодерна.
Простецкий набор инструментов Майкла Мура - сводимый в итоге к неким "интервью" - работает именно потому, что он встроен в ту действительно концептуальную политику, отсутствие которой жестко коррелировало с российским выборным художественным концептуализмом.
Все православные империи в ходе истории были разрушены. Не пора ли говорить не о Православной Империи, а об Империи Православных?
Общество без рефлексии не имеет будущего. Первым шагом к общему кризису у нас стало отключение памяти и порча инструментов рефлексии.
Если Сурков "скрывает" некоторые центральные моменты фашистского дискурса, значит, опять же ему есть что скрывать. Например, "жертвенность", которая уготована для русского народа.
Вот какой вопрос подрывает капитализм: откуда придет революция и в каких формах она придет в самих эксплуатируемых массах? Это как смерть - где, когда? Кастро, араб, член "Черных пантер", китаец на горизонте? Май 1968-го, собственные маоисты, как отшельники, гнездящиеся на заводских трубах?
С точки зрения публичных коммуникаций встречи на высшем уровне "без галстуков" составляют позитивную альтернативу демонической политике, в которую играют персонажи типа Саддама Хусейна или Усамы бен Ладена.
Если в ситуации демократии власть ответственна перед гражданами, то в идеологизированной политсистеме она ответственна еще и перед своей идеологией. Возникает конкуренция субъектов ответственности и связанная с этим драма.
Мегапроекты могут носить локальный или же глобальный характер. Глобальные проекты оперируют не только собственными, но и заимствованными ресурсами и смыслами. Иначе говоря, они строят не только свое будущее, но и чужое.
"Лечение" pоссийского общества путем "ампутации" социальных гарантий и солидаpности с помощью индивидуализма и этатизма в наших условиях может вести только к варварству, какие бы права ни провозглашались в законе.
Правильно относятся к России как к стаду баранов. Мы такие и есть - пьяные и тупые. И пока мы остаемся лохами, нас и будут разводить.
Внеочередное заседание "Редакторского клуба" состоявшееся 14 июня 2007 года, было посвящено обсуждению программного выступления Владислава Суркова "Русская политическая культура. Взгляд из утопии". Участвовали: А.Чадаев, А.Казаков, Л.Поляков, В.Холмогорова, А.Громов, Н.Гараджа, П.Данилин, Т.Шевяков, П.Святенков, А.Андреев, А.Ашкеров.
Наступает новая эпоха, которая будет определяться в категориях политики и идеологии. Это эпоха "большого целеполагания", это попытка сформулировать свое чаемое будущее и оценить из него наше настоящее.
Нужно, чтобы будущее влияло на актуальную политику сильнее, чем прошлое. Нужно диагностировать и корректировать существующее положение с позиций предстоящего.
Владислав Сурков ведет игру за право строить культурфилософский дискурс, отвечающий не топике не нами заданного контекста, а прагматике того будущего, которое, состоявшись, и выступит легитиматором вроде бы "ненаучной выходки".
Когда вы, претендуя на универсальность, пытаетесь элиминировать позицию, из которой вы говорите, вы проиграли.
"Войны в Заливе" не было не потому, что не было трупов, а потому, что это война за то, чтобы не было трупов, а не за то, чтобы был мир. Война не производит мир, что бы там ни говорили древние.
Жижек сравнивает современную западную систему политической корректности с кодексом законов Ветхого Завета. Их объединяет общая цель: не допустить к себе ближнего, не увидеть в нем подлинного другого, удержать незнакомое на расстоянии.
Я сформулировал три условия, которые необходимы для того, чтобы быть счастливым. Жизнь должна быть мирной, комфортной и не слишком богатой. Если она будет слишком богатой, человек станет слишком требовательным.
С 5 по 7 марта по приглашению Русского института в Москве с циклом лекций выступит известный словенский философ и интеллектуал Славой ЖИЖЕК
Телевидение в СССР не было коммерческим, и эфирное время не рассматривалось в качестве товара. Отсюда - неторопливость советских теленовостей, продолжительные речи официальных лиц, длинные общие планы.
Крах советской империи фрустрировал не только политиков, но и интеллектуалов, которые вместе оказались в идеологическом вакууме. В такой ситуации наиболее маргинальные фигуры вроде Хомского приобретают наибольший авторитет.
Вопрос о "политике деконструкции" - вопрос отдельный, но считать деконструкцию аполитичной академической "дисциплиной" нет никаких оснований.
Наш госаппарат - чиновники - остается единственной организованной силой, которая способна худо-бедно противостоять давлению еще более разрушительных сил. Если бы не миллионы наших чиновников, парализованная страна уже остыла бы и черви обглодали бы ее уже до костей.