Некоторые обитатели cовременного мира готовы к новым вызовам, а некоторые - нет. Российские общественные институты готовы к тому, чтобы обуздать терроризм, но не способны обуздать наступающую угрозу войны.
Старый марксист Ален Бадью давно подобен океану Соляриса – он способен выборочно материализовывать образы, возникающие в сознании любых людей – и мертвых и живущих, в основном – философов, по принципу – на что наткнусь, то и материализую.
Политики гораздо больше заботятся о повышении собственного рейтинга, нежели о борьбе со злом. Политическое зло – это явление политическое, поэтому научиться побеждать его нужно именно политикам. Самая надежная защита от политического зла – это глобализация.
Я считаю концепцию зла бесполезной. Нам вообще не стоит пользоваться данным термином. Это теологическое понятие, которое было вырвано из контекста и перенесено в сферу политики. Люди прибегают к языку "добра" и "зла", когда хотят оборвать всякие попытки объяснить ситуацию.
Нацисты предстали перед судом, это так. Но некоторые проявления зла просто невозможно оправдать. Утверждать, что Адольфа Гитлера нельзя называть "воплощением зла", может только человек, игнорирующий историческую реальность.
Учить жителей России быть более терпимыми друг к другу и к своим соседям должны отнюдь не политические институты. Культура – в самом широком смысле слова – это дело гражданского общества, а вовсе не государства.
Язык "зла" вводит нас в мифический дискурс. Когда в политическом дискурсе начинают использовать понятия "добро" и "зло", он тут же превращается в дискурс мифический. Этим дискурсом можно прекрасно манипулировать.
Необходимо бороться с очень сильным врагом. Враг этот – не Усама бен Ладен, на борьбу с которым легко сплотить людей. Враг этот – неконтролируемый глобальный капитализм, который повинен в чудовищном неравенстве и который препятствует ходу демократического прогресса.
Цель бомбежек НАТО – не завоевание нефти, она станет лишь бонусом к уничтожению Джамахирии. Последняя напоминает, что реализация идеи коммунизма возможна. Тогда как сама гипотеза коммунизма означает борьбу со злом, имя которому – капитализм.
Нельзя сказать, что человечество со злом не боролось. Граф Дракула боролся с ведьмами, Иван Грозный и Сталин – с изменниками Родины, Гитлер – за величие своей избранной расы, Ленин и Пол Пот – за счастье трудового народа. Самое чудовищное зло творилось во имя светлых идеалов.
В существующей несколько веков политической конструкции зло, схематизированное как физическое умаление, вытеснялось, но за счет рациональности самого этого умаления, за счет предположения, что вполне разумные люди могут разумно причинять другим смерть.
Иногда я боюсь, что скоро начнут оживать классические антиутопии прошлого. "451 градус по Фаренгейту", "Я – робот", "Возращение со звезд". Просто включите телевизор.
Российская политика, двадцать лет уходившая от темы политического зла среди необъяснимого – всплеска смертности начала 1990-х, войн на Кавказе и басаевских геноцидальных актов – оказалась в кольце страхов, которые отказывалась обсуждать.
В эпоху, когда предательство стало нормой, нужна новая система различения. Ведь эта нормативность предательства – не оттого, что мир стал хуже, а оттого, что устарели дефиниции.
Нацизм и Холокост входят в число самых ужасающих примеров радикального зла, встречающегося в политической жизни человечества. Однако можно предположить, что новые, куда более ужасающие виды зла будут появляться и в дальнейшем.
Зло – это то, чему великие политические истины, на первом месте среди которых стоит коммунистическая идея, не смогли помешать. Зло – это следствие нашей слабости в действиях, которые должны были привести к справедливости.