Выйти из формата

Нынешнее общение президента Путина с народом оставило лично у меня впечатление, что данный жанр "прямоэфирного общения" себя изжил. Страна и общество переросли его; уже нет необходимости демонстрировать людям, что высший руководитель государства на месте, что он в курсе всех дел, вплоть до деталей, что он открыт и доступен.

Напротив, все эти приемы и методы сегодня кажутся чуть ли не нарочитыми. Видимо, дает себя знать эффект привыкания, и в данном случае, мы видели того же Путина, что и год, и два назад. Это не deja vu, но нечто вроде "те же и то же". Включая, между прочим, и вопросы. Они и по сути, и по формулировкам практически не меняются. И сегодня это производит эффект, обратный ожидаемому; подспудно возникает недоумение: чем же вы там наверху занимаетесь, если из года в год народ обращается к вам с одними и теми же просьбами?

На этом фоне и сам президент, кажется, потерял драйв. Вот примерное содержание его ответов, скомпилированное из его же реплик: "В чем, собственно, заключается смысл тех решений, которые были приняты на федеральном уровне?.. Разбюрократить принятие соответствующих решений и снизить затраты граждан... Вижу Вашу реакцию - пока не удалось добиться, видимо, ни того, ни другого... Но если вы считаете, что этого пока недостаточно и бюрократия на местах пока не реагирует должным образом на предписания закона - а, я с Вами согласен, вижу, что так и происходит, - я обязательно поручу представителям Президента в регионах, чтобы они занялись контролем исполнения этого закона...В общем и целом, механизмы выработаны и, надеюсь, что во многих регионах страны они работают и работают достаточно эффективно. Нужно наращивать эти усилия государства для того, чтобы они дошли до всех нуждающихся..."

Народу нужно не это. Народу нужны, образно говоря, "казни в прямом эфире". А их не было. И правильно, что не было - нельзя же раз в год устраивать отдающее средневековьем "излечение золотухи" прикосновением монаршей длани! Но именно отсутствие подобных ритуально-магических действий (вроде проведения водопровода или помощи совершенно конкретной старушке) отняло у нынешнего "сеанса прямой связи" значительную часть остроты.

Соответственно, весьма пресно звучали ответы главы государства на "дежурно острые" вопросы про коррупцию, заказные убийства, Грузию и т.п. Может быть, отчасти это обусловлено тем, что самое интересное, звонкое по этим проблемам (хотя бы по части из них) было сказано ранее. Например, вся обойма тезисов по Грузии, по мигрантам была отстреляна на кремлевских заседаниях и на встрече с лидерами ЕС в Финляндии. А по большинству остальных вопросов ничего нового, привлекательного, цепляющего сказать было нечего - только потому, что - повторюсь - вопросы-то одни и те же.

Обращает на себя внимание и своеобразное позиционирование президентом самого себя в отношении других уровней руководства. Во-первых, о Думе, о законодательном органе, работе с ним, о законодательных инициативах самого главы государства - ни слова. Судя по тексту, Путин имеет дело чуть ли не исключительно с правительством. Да и с ним работает в каком-то диалоговом, а не приказном, режиме: "Я добьюсь... Я не подпишу...Это проблема для правительства...Правительство рассмотрело, правительство рассмотрит...". И уж совершенно нелепо прозвучало: "К сожалению, несколько раз пытался связаться с ... председателем правительства Карелии - он то в самолете, сейчас в отпуске, но мы с ним на этот счет самым серьезным образом поговорим". Интересно, что бы сказал Путин тому чиновнику своей администрации, который не смог бы связаться с председателем правительства Карелии, ссылаясь на то, что тот в самолете или в отпуске?

Словом, повторюсь, все действо показалось несколько demode. И не принесло никаких сенсаций - того, ради чего, собственно, и стоит все это устраивать.

Ну и Бог с ними, с сенсациями. Хотелось бы искренне верить, что их эпоха миновала. Но в соответствии с этим следовало бы строить и систему общения президента с народом. Думается, проблемы "общего" и как бы "вечного" (для России) порядка - пенсии, садовые домики, бюрократия и т.п., могли бы быть отданы второму эшелону - высшим представителям правительства, парламента, НПО. А главе государства было бы целесообразнее концентрировать свое - и общества - внимание на более узких, но актуальных и значимых задачах. Это предполагает иной стиль общения - не в прямом эфире наедине со всеми, а в формате, больше напоминающем "беседы у камина" Ф.Д.Рузвельта: взять одну большую проблему и разъяснить обществу причины, суть и направления действий верховной власти. И вот тут демонстрировать знание деталей, учет мнения различных слоев населения, альтернативные подходы и т.д.

Но это уже иной стиль, а значит - иная эпоха. Сумеет ли президент Путин до "смены караула" в Кремле сменить стиль публичного общения власти с народом, задать новую инерцию грядущей эпохи? Это вопрос далеко не самый принципиальный, но, на мой взгляд, интересный. Ибо, согласитесь, Путин - это особый стиль. И, возможно, в смене стиля кому-то удастся прочесть ответ на более важный вопрос, заданный в ходе нынешнего "прямого эфира": "Что будет с нами и со страной после 2008 года?".

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67