"Выборы на Украине вообще никому не нужны..."

"Русский журнал": 30 сентября 2007 года на Украине состоятся выборы в Верховную раду. Каков общий расклад ситуации? Какие политические силы реально претендуют на победу?

Кирилл Танаев: В Верховную раду в результате выборов 30 сентября пройдут основные политические силы, представленные в партийно-политическом спектре Украины на данный момент. Первое место по количеству голосов на выборах займет Партия регионов. Второе место будет у блока Юлии Тимошенко, третье - у блока Виктора Ющенко "Наша Украина - Народная самооборона". Наконец, четвертое место останется за компартией. Кроме того, возможен вариант, при котором в Верховную раду пройдет блок бывшего спикера Верховной рады Владимира Литвина. Общий результат первых четырех мест будет примерно равным, разница между ними будет составлять от 2 до 4 процентов.

При этом, в зависимости от явки избирателей, существует вероятность того, что "Наша Украина - Народная самооборона" и блок Юлии Тимошенко совокупно получат больше, чем Партия регионов вместе с компартией.

РЖ: Сможет ли парламент такого состава стать местом урегулирования конфликтов между различными политическими силами? Получит ли Украина действительно работающий без существенных сбоев политический механизм?

К.Т.: Вопрос на сегодняшний день стоит по-другому: будет ли парламент работать вообще? На данный момент практически все политические силы заявили о том, что если в результате выборов будет получен иной результат, чем называют они, то они его не признают вообще. Это, по сути, означает блокировку работы.

Здесь необходимо учитывать такой фактор. По украинским законам окончательное объявление результатов может состояться в течение трех недель после выборов. Скорее всего, в течение этого срока результаты не будут оглашаться, потому что будут суды по встречным искам партий по непризнанию выборов в отдельных округах. А по закону Украины, если есть такая ситуация, результаты выборов не оглашаются. Так что объявление результатов затянется на три недели.

Сейчас велика вероятность, что после объявления результатов та сторона, которая будет неудовлетворена, будет блокировать работу Верховной рады. Такую позицию вполне может занять президент Виктор Ющенко. Вообще, одной из активно обсуждаемых сегодня политических тем является вопрос о стратегии, позволяющей заблокировать раду. Причем эта тема активно обсуждается противостоящими политическими силами: как секретариатом президента, так и Партией регионов.

Выборы, по сути дела, вообще никому не нужны. Ющенко выборы были нужны в июне, то есть тогда, когда об этом шел разговор. В сентябре они ему не нужны, так как в их результате он не получит того, ради чего он все это затевал. И никто не получит.

РЖ: Каков дальнейший сценарий развития ситуации?

К.Т.: Это зависит от результатов торгов между различными политическими силами. Другого выхода в сложившейся ситуации нет. Тем более что подобные торги вполне соответствуют политическим традициям современной Украины. Ющенко хочет реформы конституции, которая расширяла бы его полномочия до размера полномочий президента Леонида Кучмы. Его блоком было прямо заявлено, что они хотели бы перехода от парламентско-президентской к президентско-парламентской республике.

Партия же регионов стремится в результате этих выборов по-прежнему формировать кабинет министров, назначать на пост премьер-министра страны и не давать полномочий президенту. Это их цель.

Сегодня каждая из сторон набирает аргументы для торга с противоположной стороной после выборов.

РЖ: Является ли одним из подобных аргументов проблема фальсификаций на выборах? Возможно ли говорить о том, что о фальсификациях всем известно заранее и они рассматриваются как ресурс для торга, который дает возможность пересмотреть результаты выборов?

К.Т.: Украина - страна, в политической жизни которой принципиальную роль играют договоренности между основными участниками, а не какие-то формальные критерии. Были ли парламентские выборы 2006 года, признанные прошедшими в парламент политическими партиями, свободными и демократическими на самом деле? Были ли они свободны от фальсификации? На этот вопрос нельзя дать положительного ответа.

Более того, наверняка размер, масштаб и уровень фальсификации на выборах 2006 года сопоставимы с теми, которые были на выборах в 2004 году. С тех пор ничего в украинской политической системе не изменилось. Административный ресурс оранжевых на Западной Украине как существовал, так он и существует, так он и будет существовать. Как были ресурсы влияния у Партии регионов на юге и востоке страны, так они сохранились в полной мере.

Сейчас идет серьезная коллизия между президентом и Партией регионов по поводу обращения президента в Конституционный суд (1). Причина сложившейся ситуации очень проста. На Западной Украине, которая является основной электоральной базой оранжевых, огромное количество гастарбайтеров, работающих в России и в Европе. Практика голосования на Западной Украине - это практика голосования "пачкой паспортов", то есть голосования за тех, кого нет. Партия регионов и ее союзники стремятся к тому, чтобы не дать возможности манипулировать этими голосами.

И в 2004, и в 2006 годах международными наблюдателями фиксировались факты, когда в избирательных списках были "мертвые души". Только международные наблюдатели от европейских стран и от ОБСЕ предпочитают на Западной Украине отсутствовать и, соответственно, нарушения не фиксировать. На выборах 2004 и 2006 годов, например, на всю Львовскую область было всего два наблюдателя от ОБСЕ. Вполне естественно, что они не только не могли зафиксировать нарушения, но и вообще как-то проконтролировать ситуацию. Между тем на юге и востоке Украине наблюдателей было чрезвычайно много. По сути, это игра в одни ворота.

На этот раз ситуация будет аналогичной.

РЖ:Можно ли говорить о том, что данные выборы для украинской политической системы имеют проходное значение?

К.Т.: Безусловно, эти выборы утратили тот смысл и то значение, которое вкладывала в них президентская сторона, когда затевала всю эту историю. И все же говорить о том, что они проходные, нельзя. Это чересчур категорично. Само их наличие говорит об обратном, так как в каком-то смысле они не разрешают кризис, а только усиливают его.

Ни у одной из сторон нет готового рецепта выхода из кризиса. Есть только стратегия президентской стороны под названием "переворачивание стола". Они опять захотят перевернуть незаконным, неконституционным образом "стол". Наверняка после выборов можно ожидать действий в отношении кабинета министров. Например, его досрочной отставки. Может возникнуть ситуация возникновения двух правительств: старого кабинета министров и другого, сформированного президентом Ющенко в условиях блокированной или недееспособной Верховной рады.

В течение всего лета президентом уже предпринимались попытки передать часть полномочий правительства Совету по национальной безопасности и обороне, прикрываясь тем, что этот орган прописан в конституции. Однако у него не обозначены функции и полномочия, что дает возможность каждому трактовать его полномочия и права в свою пользу.

Это может привести к формированию двоевластия. В этом плане данные выборы - не проходные. Эти выборы - одна из важных ступеней в эскалации политического и возможного экономического кризисов.

РЖ: Политическая ситуация на Украине в течение длительного времени характеризуется нестабильностью. Каким образом противостояние трех основных политических игроков на Украине влияет на экономическую ситуацию в стране? Затормозится ли экономический рост?

К.Т.: В целом экономика Украины в неплохом состоянии, по крайней мере она демонстрирует гораздо большую устойчивость к политическим перипетиям, чем, предположим, у нас. Особенно это касается мелкого и среднего бизнеса. Но крупный бизнес, а именно он стоит за Партией регионов, испытывает от политической нестабильности огромные проблемы.

Для сельского хозяйства нынешние выборы не имеют никакого значения. К сожалению, в этом году на Украине не очень хороший урожай, что играет гораздо б ольшую роль для сельскохозяйственных производителей, чем какие бы то ни было другие процессы.

С другой стороны, ослабление властной вертикали за последние несколько лет привело к активному проникновению международного криминалитета на местный уровень. На Украину активно бегут недобитые бандиты из России, где их довольно сильно прижали, проникает организованная преступность из Польши. Многие процессы, которые мы видим сейчас в украинских регионах с переделом собственности, причем на мелких объектах муниципального и областного значения, имеют под собой криминальную почву.

Рост криминала связан прежде всего с тем, что структуры власти, которые должны заниматься правоохранительной деятельностью, в кадровом отношении тасуются как колода карт. Оранжевый министр Луценко начал с того, что выгнал огромное количество профессионалов из органов внутренних дел. В итоге органы правопорядка на Украине стали гораздо менее эффективными, чем они были во времена того же президента Кучмы. Отсюда, например, вытекает резкий рост рейдерских захватов.

К сожалению, весь этот процесс сказывается на иностранных инвестициях, прежде всего из России. Объекты, которые по украинским законам были честно приобретены российскими предпринимателями, становятся в нынешней ситуации предметом политического торга.

РЖ: Россия связана с Украиной обширными и многосторонними экономическими связями. Каким образом может сказаться политическая нестабильность на российско-украинском экономическим сотрудничестве?

К.Т.: Это один из основных вопросов, который должен сегодня волновать Россию. Взять хотя бы переговоры Украины с Россией по газовым поставкам следующего года, которые должны завершиться в октябре 2007 года. Россия рискует по чисто внутренней украинской ситуации войти в 2008 год с кризисом, примерно аналогичным кризису рубежа 2005-2006 годов. И формально, и фактически виновной стороной в этой ситуации будет не Россия. Однако европейцы в случае нарушения поставок по газу будут предъявлять претензии не к Украине, а к нам. Россия же на данный момент демонстрирует неготовность к подобному развороту событий. У нас нет продуманной стратегии поведения на тот случай, если украинская сторона не сможет вести с нами адекватные переговоры по газоснабжению и транзиту.

Одним из характерных показателей отсутствия таковой стратегии у России являются российские СМИ, которые не осознают всей серьезности ситуации. В последнее время у нас стало традицией трактовать ситуацию на Украине как некую клоунаду. Репортажи из Киева напоминают хохму. Между тем процессы на Украине гораздо более глубокие и кризисные, чем это воспринимается в России.

РЖ: В чем заключается кризисность процессов, происходящих на Украине? Вы имеете в виду проблему стабильности политической системы?

К.Т.: Речь, по большому счету, не о стабильности политической системы, не о том, что она может стать стабильной, не о каких-то институтах, а о том, насколько будет успешен национальный проект "Украина". Речь даже не о пресловутом расколе Украине на две части. Система государственной власти может постепенно перестать функционировать, и страна распадется на много маленьких кусочков.

Весной этого года на Украине фактически уже возникло двоевластие. Однако Виктор Янукович просто не был готов к такой ситуации. В принципе рада могла отказаться расходиться, что в итоге привело бы к двоевластию. А это уже на грани гражданской войны.

Кроме того, градус торга между политическими силами находится на том уровне, когда они угрожают друг другу предельно возможными действиями. У них почти не осталось люфта для отступления. Особенно это станет очевидным в процессе подсчета голосов после выборов 30 сентября.

РЖ: Получается, что Украина не может существовать как самостоятельное государство?

К.Т.: Нет, почему же. Но сейчас этот проект - государственность Украины - под большой угрозой. Вообще, в таких границах Украина никогда не была самостоятельным государством. Это совершеннейшее новообразование. Пятнадцать лет существования независимой Украины - это очень мало.

Поэтому может ли вообще Украина существовать в таком виде - это вопрос, а не утверждение. Сами украинцы чувствуют эту проблему. Это исключительно российская точка зрения, что на Украине все нормально. Но вопрос ведь не в том, какую территорию нам отобрать у них, а в том, что мы будем делать, когда Украина начнет трещать. Для европейцев, кстати, это тоже проблема. И у них нет готового решения.

Но на Украину будут активно влезать американцы, которым от Украины нужно одно - вступление в НАТО. Больше она их вообще не интересует, так как единственное, что им нужно, - выстроить баланс на постсоветском пространстве, создать жесткий противовес России. А по американской логике, которую они впитали во время обучения в университетах из лекций и книг политолога Збигнева Бзежинского, единственным противовесом России может быть только Украина.

РЖ: Какую позицию тогда стоит занять России?

К.Т.: Нужна, прежде всего, осознанная позиция.

Конгресс США перед самыми выборами принял довольно однозначное заявление со своими рекомендациями. Это не значит, что мы должны поступить точно так же. Но выглядит так, что у нас совсем нет позиции. А весь юго-восток Украины в принципе ждет от нас хоть какой-нибудь позиции.

У нас же сейчас официальная позиция ограничивается взглядом посла Российской Федерации на Украине Виктора Черномырдина: выборы - это внутреннее украинское дело. Сами разбирайтесь.

Примечания:

1. 27 августа 2007 года президент Украины Виктор Ющенко обратился в Конституционный суд Украины с представлением о признании неконституционными отдельных положений Закона Украины "О выборах народных депутатов Украины". Ющенко просил суд рассмотреть вопрос о признании неконституционными положений частей девятой, десятой, восемнадцатой статьи 1023 Закона о выборах в части исключения из списков избирателей участковой избирательной комиссией лиц, которые по данным, подаваемым органами государственной пограничной службы за три дня до дня выборов в окружные избирательные комиссии, пересекли государственную границу Украины и на момент подачи данных не вернулись на территорию Украины.

Беседовала Любовь Ульянова

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67