В Германии вышел художественный фильм о Ханне Арендт

Сходил на премьеру немецкого художественного фильма "Ханна Арендт" в Эссене. Он выходит на экраны Германии послезавтра. Трейлер здесь.

Что сказать? Фильм отличный. Посвящен периоду жизни Арендт, когда она пишет свое знаменитое эссе о "Банальности зла", вызвавшись вести репортажи для Нью-Йоркера о процессе над начальником Освенцима Айхманом. А ее тезисы об обыденности зла и о соучастии жертв (юденратов) в преступлении вызывают бурю возмущения в Израиле и Америке.

Режиссеру Маргарете фон Тротта, которая уже снимала успешные фильмы о Розе Люксембург и средневековой мистической мыслительнице Хильдегард из Бингена, удалось точно и без особых упрощений показать основные идеи политической и моральной философии Ханны Арендт. Это высокий класс! В летнем семестре я как раз собираюсь проводить семинар об Арендт. Возьму на вооружение.

Если Вы хотите знать, что такое европейский философ в жизни, как он работает, о чем думает, с кем общается, то все это показано в фильме.

Есть несколько других важных сюжетных линий - отношение Арендт к своей еврейской идентичности (ну не хочет она ассоциировать себя с целым народом - только с отдельными личностями), эмигрантское существование немецких интеллектуалов в Америке (фильм идет наполовину по-английски с субтитрами, и только с близкими ей людьми Арендт разговаривает по-немецки, но даже лекции читает с жутким акцентом и ошибками), восприятие философии в общественном мнении Америки (блестяще показана команда журналистов Нью-Йоркера, боготворящих философа и постоянно иронизирующих над ней - "Философ? А, это тот, кто постоянно срывает дедлайны"). Но основная линия - это попытка Арендт понять Айхмана как человека "без личности" (ohne Person), сознательно отказавшегося от способности суждения и автономного мышления, которая только и создает личность.

Ну, разумеется, не обошлось без клубники, то бишь воспоминаний об интимной связи Арендт и Хайдеггера. Но даже и это режиссер сделала достаточно сдержанно, без голливудских слюней. Хайдеггер, при всех его чудовищных симпатиях к нацистам, показан как философ, сообщающий молодой студентке, что значит "мыслить". Молодая Арендт в фильме восхитительна! Но и зрелая, в исполнении Барбары Зуковой (она играла раньше и Розу Люксембург), просто прекрасна. Я себе Ханну Арендт именно так всегда и представлял - с сигаретой на кафедре, ироничной, резкой, но исполненной глубокого морального пафоса.

В общем, дорогие друзья, требуйте русского проката!

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67