Увы нам

Наверное, одним из главных феноменов массовой культуры в самом лучшем смысле этого слова является телевидение. Оно для нашего брата – все. И источник информации, и развлечения, и учитель жизни, и воспитатель детей. Недаром Гомер Симпсон, уходя куда-то допоздна с женой, отдает остающимся отпрыскам наказ: "Дети, телевизор – за старшего. Ляжете спать, когда он скажет". И он уже давно заменил для нас все. А с тем, что телевизор вместо Пушкина стал "нашим всем", наверное, мало кто будет спорить. Невольно вспоминается великий эпизод великого "Простоквашино", когда самый колоритный персонаж мультфильма кот Матроскин завывает под гитару: "Телевизор мне природу заменил". Конечно, есть такие, кто, как и герой пелевенского "Дженерейшн Пи" не включают ТВ и с какой-то странной целью ставят его вверх дном, они презирают "массы" и клеймят любителей посмотреть "зомбо-ящик" "быдлом"… Однако таких людей не очень много.

В целом телевизор нами любим и востребован. И особенно любим и востребован в течение почти уже ушедшей декады оказался телеканал ТНТ. На протяжении нулевых ТНТ радовал нас интересными передачами, развлекательными шоу и еще много чем. Не идет в голову – чем там еще может радовать телевидение?.. И ТНТ успешно и жестко эволюционировал, если это можно так назвать, в одну сторону – к тому, чтобы развлекать отечественного зрителя по полной. Если шутки, так максимально пошлые, если реалити-шоу, так чтобы с клубничкой, если передачи в стиле "ток", так чтобы откровенные. Не ясно, почему, но именно ТНТ произвел на свет самые популярные шоу нулевых – сначала волшебные "Окна", затем восхитительный "Дом 2" и, наконец, остроумный и замечательный "Камеди клаб".

Почему именно ТНТ и именно эти передачи? Это требует своего тщательного объяснения, которого я, впрочем, дать не могу. Зато могу представить несколько соображений на этот счет. Ясно только то, что и "Дом 2", и "Камеди Клаб" представляют собой опасный вирус, который мгновенно распространяется по России. Ребята из "Камеди" снимают кино, ведут свои программы на разных каналах, представляют свою марку одежды, снимаются в рекламе. Они везде. Как везде у нас и выходцы из "Дома 2". Не так давно один мой знакомый – рафинированный интеллектуал, наслаждающийся телеканалом "Культура" – поинтересовался у меня, кто такая Алена Водонаева и почему она во всех новостях, и почему он непременно должен знать, что она собирается стать матерью? И когда я ему сказал, что она – участница телепроекта "Дом 2", он, сделав вид самого страшного конспиролога (будто только что узнал какую-то страшную тайну), воскликнул: "Ах, вот оно что! Это многое объясняет"…

Этот пример я привел для того, чтобы показать, как легко распространяется вирус. Даже человек, который не смотрит ничего кроме "культурной культуры" и новостей, рано или поздно встретится с "Домом 2" и обязательно про него узнает много интересного. Вероятно, это как раз то, что в свое время Дуглас Рашкофф назвал "медиа-вирусом". Хотя, конечно, от того, что интеллигент будет знать о "Доме", он возненавидит его еще больше. Но дело не в этом. Он о нем будет знать. Так что едва ли найдется у нас кто-то такой, кто ничего не слышал о "Доме 2"…

К сожалению, предложение в данном случае рождает спрос. Невероятно высокие рейтинги и длительность шоу говорят о том, что оно по нраву нашему телезрителю. Давайте исходить из того, что "Дом 2" – это что-то, что лежит за пределами всего, то есть что-то настолько плохое, что даже стыдно критиковать. Так, между прочим, думает, подавляющее большинство россиян, которое, впрочем, наслаждается шоу и этого совершенно не стыдится. Или стыдится, но наслаждается. И на вопрос, почему люди смотрят это шоу, вариантов ответов будет много. Как правило, они варьируются от оправдательных до извинительных: развеяться, расслабиться, узнать, до чего может докатиться человек, в интересах социологии, психологии, философии (!) и т.д. Но все дело в том, что люди это смотрят. Им это нравится. Популярный интернет-ресурс "Луркмор" справедливо пишет: "Как это ни странно, но Дом-2 смотрит как быдло, так и небыдло. Вообще, его смотрят 95% населения (смотрящего зомбоящик)".

Но давайте зададимся вопросом, должны ли те, кто считает "Дом 2" безнравственным, порочным и развращающим "умы" россиян, препятствовать демонстрации шоу? Должны ли они лишать людей выбора? Почему РПЦ или кто-то там еще пытаются снять с эфира то, что любимо всем населением России? И почему население должно смотреть любимое шоу ночью, а не в самое подходящее для них время? В конце концов, те, кому это не нравится, могут и не смотреть. Должен признать, что это – действительно личное дело каждого – смотреть "Дом 2" или нет. Но я не могу сказать, что мне все равно, что телеканал ТНТ с каждым годом все больше и больше опускает планку дозволенного…

В конце концов, даже неигровое кино "Девственность" Виталия Манского является все тем же "Домом 2". Даже еще хуже. И хотя Манский якобы вскрывает сущность того, что происходит за камерой "Дома", его фильм ничем не отличается от программы, которую он изобличает, а даже превосходит его в степени низости. Представьте, что любителям порнографии показывают документальный фильм о том, как эта самая порнография снималась – многочисленные неудачные дубли, ругательства режиссера и т.д. Кому это может быть интересно? Кстати, заканчивается фильм Манского тем, как камера заглядывает в окна жилых помещений каких-то случайных людей. Тем самым режиссер как бы, может быть и неосознанно, обозначает преемственность с ток-шоу первой половины 2000-х "Окна", в котором точно также мы якобы заглядывали в души людей.

Наверное, очень вскоре деградация дойдет до того, что все же "Дом 2" снимут с эфира как непопулярное шоу. Однако радоваться будет нечему. Если следовать логике телешоу, в котором во второй части участвовали неженатые молодые люди и незамужние девушки, пытающиеся построить "любовь", а в первой – респектабельные женатые пары, то в третьей версии строить любовь, вероятно, будут те, кто выступает за однополые отношения. Что будет дальше – страшно подумать.

Дело в том, что мы не можем непосредственно повлиять на выбор людей в предпочтении телепрограмм. Наверное, раз уж на то нет оснований, мы даже не можем закрыть программы, которые на самом деле являются порочными. Но дело вот в чем. "Дом 2" и весь канал ТНТ – это истинно культурный маркер. Причем в двух отношениях. Первое. Это линия демаркации нашего общества. Только вот проходит она неравномерно: с одной ее стороны находятся желающие зрелищ и жадно следящие за тем, кого же из вновь пришедших на проект девушек выберет условный Степа Меньшиков, с другой – равнодушные "думающие" люди, которым все равно, что смотрят их "не думающие" соотечественники; главное – это не касается их, чего там – каждый волен выбирать себе программу по душе. Второе. Якобы неинтеллектуальные или антиинтеллектуальные американцы, также, с легкой руки одного из самых умных русских Михаила Задорнова, известные как "ну тупыыыые", смотрят мультсериалы, "Трансформеров", едят гамбургеры, поп-корн, слушают Бритни Спирс и т.д. (И при этом вся мировая интеллектуальная жизнь почему-то сосредоточена в США). Однако даже этот, вроде бы нижайший уровень "культуры" в разы превосходит российскую поп-культуру. Давайте спросим себя, что лучше, американский мультсериал "Гриффины" или выдающееся отечественное шоу "Дом 2"? И давайте не будем отвечать на этот вопрос.

"Вы родились в неудачное время. В несчастной разоренной стране. Но это – ваша страна. И вы можете сделать ее лучше". Эту фразу в кинофильме "Окно в Париж" 1993 года произносит один из главных персонажей, возлагая надежды на юное подрастающее талантливое поколение ребят, которое поможет подняться России и которое отказалось от судьбы "колбасной эмиграции". Прошло почти двадцать лет, и хотя страна действительно стала жить лучше, с нашей культурой (не узколобой интеллигентской, а сильной – массовой) по-прежнему беда. А для тех, кто помнит "Окно в Париж", ясно, что герой говорит прежде всего о культуре, а не о сытом брюхе.

Увы нам, если одним из главных культурных итогов ушедшей декады станет телеканал ТНТ со своими многочисленными вирус-программами.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67