Мои российские коллеги часто спрашивают меня: в чем секрет инноваций в США? Похоже, они, как правило, исходят из того, что секрет надо искать либо в организационной структуре, либо в каких-то особых технологиях менеджмента, которые способствуют быстрому развитию технологий.
На мой взгляд, главный секрет заключается в подходе к самой сути вопроса. Часто встречаешь очень талантливых, иногда – гениальных людей среди российских ученых и инженеров. Но подход к делу многих из них можно сформулировать так: я – творчески мыслящий ученый; о том, как использовать мои идеи на рынке, должен заботиться кто-то другой. Их credo: «моя задача – производство идей, а решать, как их использовать (и использовать ли вообще), должны промышленники и бизнесмены».
Если же смотреть на студентов таких американских университетов, как Массачусетский технологический институт, или Калифорнийский технологический институт, или Стэнфордский университет, то мы увидим, что в среде студентов и аспирантов доминирует совершенно иной подход. Для многих из них главной целью в жизни является стремление создать свою собственную, коммерчески успешную компанию и стать новым Стивеном Джобсом. Студенты и аспиранты американских университетов рассматривают такие сферы деятельности, как наука, технология и бизнес, как взаимосвязанные.
Именно такого подхода не хватает в России. Среди людей науки в России распространено ощущение, что бизнес – занятие если не грязное, то, по крайней мере, «недостойное истинного ученого». Если бы это отношение удалось изменить, это был бы колоссальный шаг вперед на пути инноваций в России.