Уровни критики Госсовета

От редакции. 22 января состоялось заседание Государственного совета РФ, на котором были определены контуры реформы политической системы России. В заседании Государственного совета приняли участие главы региональной власти и руководители парламентских партий. Именно они должны были решить, какой будет политическая система Российской Федерации в будущем. Своим мнением о прошедшем политическом событии поделился экономист, специалист по проблемам модернизации Иосиф Дискин.

* * *

Как показал Госсовет, на высшем государственном уровне было осознанно, что модернизация в экономической и научно-технической области идет рука об руку с модернизацией политической системы. Идея Чубайса, согласно которой экономическая модернизация возможна без развития демократии, судя по ходу обсуждения не получила какой-либо поддержки. Общим мнение являлось указание на то, что в современных условиях модернизация требует дальнейшего демократического развития. И в этом смысле тезис Медведева о необходимости демократической модернизации получил поддержку. Соответственно, в ходе Государственного совета была выработана консенсусная позиция, которая дает основания предполагать, что российская политическая система достаточно стабильна для преобразований.

Госсовет продемонстрировал наблюдающееся расхождение лежало между бенефициариями существующей политической системы и теми, кто пытается расширить свои политические возможности. И здесь можно выделить два уровня критики. Первый уровень инструментальный. Критика существующих реалий понята и поддержана. Смысл этой критики заключается в следующем: преобразования необходимы, но важно использовать потенциал существующей политической системы, и никоим образом нельзя подвергать существующую политическую систему серьезным испытаниям. Второй уровень деструктивный. Некоторые из выступающих достаточно энергично критиковал существующее положение дел, но тщательный анализ того, что они говорили, показывает: основные претензии, даже наиболее радикальных критиков, вполне удовлетворяются с помощью развития правоприменительной практики, борьбой со злоупотреблениями служебным положением, борьбой с эксцессами существующего процесса. В ходе Государственного совета шла речь о слишком разнузданном использовании административного ресурса, о том, что даются разнарядки по голосованиям за партию власти и так далее. Однако, в данном случае все вышеперечисленное противоречит закону, а следовательно надо менять не закон, а совершенствовать правоприменительную практику.

Очень важно отметить тезис президента о том, что политическая система России несовершенна, но она работает. Следовательно, она нуждается в дополнительной настройке, но никак в очередном разрушении. И, кстати говоря, хотел бы обратить внимание, что, по выступлениям большинства, дальнейшее развитие нашей страны лежит не в области какой-либо абстрактной либерализации, сколько в области адаптации российской политической системы к новым задачам. Радует то, что это было, наконец, осознанно.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67