Уроки “про это”

Нашу школу уже лет десять непрерывно «модернизируют». Причем, особенным, только нам свойственным образом: цели декларируют одни, а результат получают прямо противоположный. Вот, казалось бы, частный случай: на фоне постоянных разговоров о необходимости разгрузки школьников, Министерство образования методично внедряет все новые учебные предметы. Появлялись «экономика» с «правом» (что, может, и нелишне; но ведь тогда нужно перестраивать всю программу в целом, иначе часы будут отниматься у литературы с историей). Недавно возникли «Основы религиозных культур и светской этики». И вот теперь в воздухе носится идея преподавать «половое воспитание».

Возможен ли такой учебный предмет? Ведь подобный опыт у нас был: в перестроечные годы в старших классах вводили факультативный курс «Этика и психология семейной жизни». Добрым словом его никто не поминает. На самом деле, «половое просвещение» не повредили бы нынешним подросткам: ведь у кого какая сегодня революция, а у нас – сексуальная. И более стремительная, чем когда-то на Западе: катализатором стал Интернет. Сегодня в старших классах, по признанию учителей, определенная часть школьников уже ведет регулярную половую жизнь, а некоторые начинают это делать в 8-м классе.

Пропагандистами введения нового предмета стали учителя из Иванова. Там, в рамках национального образовательного проекта «Умная школа» прошел «круглый стол», посвященный половому просвещению. Ивановские учителя еще в 2008-м году провели опросы школьников. На вопрос, откуда подростки получают информацию по этой деликатной теме, те ответили: во-первых, из Интернета (включая порносайты), во-вторых, – от сверстников, и только в третьих, – от учителей. А на вопрос, от кого они хотели бы ее получать, сказали: от родителей, от специалистов-медиков. И лишь в последнюю очередь – от учителей.

Очевидно, что преподавать половое воспитание как обычный школьный предмет неправильно. Учительница ивановского Лицея №21 задала подросткам вопрос, нужен ли им такой урок. И получила ответ: «Конечно, нужен: поржем! И лучше, чтобы уроки были с практическими занятиями». А уже всерьез дети добавили, что задавать вопросы «про это» на уроке невозможно. Делать это нужно только один на один, без свидетелей.

Учитель-биолог из областного городка, понимая необходимость полового просвещения, решает проблему по-своему: просит своих учеников писать ему анонимные записки с любыми вопросами на эту тему. И дети, без стеснения, их задают. «Когда в 8-м классе на биологии мы проходим размножение, то говорим о контрацепции. Так вот, одна девочка спросила меня в записке: правда ли, что если пепси-колу использовать как контрацептив, все будет нормально»? И получила от недрогнувшего учителя объяснение.

То, что разговор на эту тему в школе нужен, не вызывает сомнений. Вопрос в том, кто, и в какой форме будет это делать. Учительница Новоталицкой сельской школы, руководитель Центра здоровья, уверена: лучше всего школьники воспримут такую информацию от молодого человека – почти сверстника. У них в городе находится Медакадемия, в которой существует отряд студентов-волонтеров, заинтересованных в работе со школьниками. Такая работа уже идет, и дети спокойно задают волнующие их вопросы своим, почти сверстникам.

Но главное, по мнению учителей, – то, что говорить о половом воспитании, о строении тела человека нужно начинать с младшей школы. Если ребенок к этому привыкнет с детства, то, может быть, не будет стесняться задавать вопросы родителям. Если же начинать с 9-го класса, ничего, кроме смеха и проформы не получится.

Интересно, что в странах с консервативным отношением к вопросам полового воспитания, Великобритании и США, уровень венерических заболеваний и подростковой беременности, в разы выше, чем в тех странах, где школьникам с раннего возраста рассказывают об «этом». Примером для подражания в этом смысле являются Нидерланды, где половое просвещение начинают с 4-7 лет. Почти во всех школах это часть уроков биологии, а более чем в половине начальных школ обсуждают сексуальность и контрацепцию. В Швеции с 1956 года половое просвещение стало обязательной частью школьного обучения. Обычно этот предмет начинается в возрасте между 7 и 10 годами и продолжается дальше (он включён в курсы биологии и истории). А в Германии, где половое просвещение с 1970 года входит в школьную программу, за отказ родителей от сексуального просвещения ребенка государство может изъять его из семьи. По опросу, проведенному Всемирной организацией здравоохранения в 2006 году, выяснилось, что немецкие подростки заботятся об использовании противозачаточных средств. Уровень родов среди лиц в возрасте 15-19 лет - очень низкий.

Словом, ничего плохого от такого просвещения, вроде бы, не будет. Но, как и с «основами религиозных культур», непонятно, кто и в какой форме будет такой предмет вести. А от этого зависит, станут ли такие уроки действительно полезны детям, или просто отнимут часы от русского с математикой. Или увеличат и без того огромную, и далеко не всегда разумную, нагрузку.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67