"Талантливые – часто ленивые"

Проект "Черногорцы", 2-я серия

От редакции:«Русский журнал» публикует беседу с Александрой Войводич-Йовович– вторую беседу в рамках проекта Вячеслава Курицына «Черногорцы». Ранее РЖ опубликовал беседу с Петаром Чуковичем.

Александра Войводич-Йовович (1975) – концертирующая оперная певица, директор музыкальной школы в Баре. Победитель конкурсов обладатель первого места на республиканском конкурсе и второго места в международном конкурсе «Петар Коньович» в Белграде. Записала альбом «Kroijeni» с традиционными черногорскими песнями в обработке для оперного вокала в стиле нью-эйдж.

* * *

Вячеслав Курицын: В России сейчас разгорается скандал по поводу реформы музыкального образования. Принято решение, что маленький ребенок может ходить только в общеобразовательную музыкальную школу, а в профессиональную типа Гнесинки он попадет только с пятого класса. Можете Вы как специалист прокомментировать эту идею?

Александра Войводич-Йовович: Конечно, всерьез учиться музыке нужно с самого раннего возраста. С шести до десяти – решающие годы, потому что в это время развивается не только слух, но и моторные навыки, то есть основы музыкальной техники. Это базис. Я очень удивлена, что есть такая инициатива. Шесть лет – возраст серьезных перемен в жизни, дети и в школу идут в этом возрасте, потому что физически и психически готовы, и спортом в шесть лет нужно серьезно начинать заниматься, если хочешь реальных успехов.

В.К.: Музыка и спорт – похожи?

А.В-Й.: Конечно! Включается вся психофизическая активность. На вступительных экзаменах мы должны смотреть не только слух, но и психофизическое развитие ребенка. Нужно иметь определенный темперамент, чтобы более-менее серьезно заниматься. Чтобы играть Моцарта, нужно иметь темперамент Моцарта.

В.К.: В вашей школе дети какого возраста?

А.В-Й.: От шести лет до четырнадцати. Потом талантливый ребенок может пойти в музыкальное училище, это еще четыре года, а после этого – поехать куда-нибудь в музыкальную Академию.

В.К.: А какие перспективы после Академии именно в Черногории? У вас нет оперного театра, нет филармонии…

А.В-Й.: В бывшей Югославии таланты уезжали в Загреб, в Белград, в Сараево, там везде есть оперные театры, а в самой Черногории их и тогда не было. Надо все создавать с нуля. У нас очень бедная республика, но движение началось. Есть симфонический оркестр при Музыкальном центре в Подгорице, сейчас строится здание этого центра, там есть адекватный зал для выступлений. В Черногории можно петь на открытых площадках, это очень красивая страна. Уже есть планы создать камерный оперный театр…

В.К.: И для него есть кадры?

А.В-Й.: У нас есть пятнадцать певцов, окончивших Академию и готовых составить основу. На днях у нас был первый концерт с симфоническим оркестром в театре Подгорицы – четыре певца участвовали. Это большое событие, его показали полностью по тв…

В.К.: А чем сейчас заняты эти певцы?

А.В-Й.: Они работают в музыкальных школах и концертируют. Но они не уехали из Черногории и готовы работать в камерной опере.

В.К.: А аудитория есть для оперы?

А.В-Й.: Конечно! Был такой интерес, что на концерт попасть было невозможно! Билеты были раскуплены за пятнадцать дней до начала, а это большой зал театра в Подгорице. На концертах всегда полный зал. У нас мало серьезной музыки.

В.К.: Вы будете руководить камерной оперой? Ставить спектакли?

А.В-Й.: Прежде всего я хочу там петь.

В.К.: Что же? Какие ваши любимые партии?

А.В-Й.: Я очень люблю «Тоску» и вообще итальянскую оперу… И я хочу спеть в опере «Балканская царица». Она написана на текст короля Николы. Музыку сочинил итальянец ди Сарно по заказу самого короля. Музыка похожа на Пуччини. Композитор использовал черногорские мелодии, но все равно получилось скорее по-итальянски. Это опера для голоса и фортепиано, но несколько лет назад дирижер Радован Папович сделал инструментовку для большого оркестра. Первая постановка была несколько лет назад, режиссером была Радмила Войводич.

В.К.: А опер, написанных черногорцами, нет?

А.В-Й.: Нет. Я больше скажу – до недавнего времени в Черногории не было культуры пения. Потому что слишком много черногорских мужчин погибло в разных войнах, и с турками, и с другими…

В.К.: Но есть же, наверное, колыбельные?

А.В-Й.: Есть народные песни, но не так много. Я недавно записала диск, на котором восемь любовных песен, обработанных в стиле «нью-эйдж». В содержании там все овеяно тайной, нет ничего конкретно про любовь. Никогда нет в песнях прямого обращения вроде «я тебя люблю», это табу. Черногорцы сдержанный народ. Когда умирают люди – нельзя петь. Траур. Нельзя петь, веселиться, ходить на свадьбы… У нас мало традиции пения. Я первая черногорка, закончившая отделение сольного пения. В девяностом году я поступила на первое отделение музыкального училища, которое только открылось в Подгорице, а позже закончила Академию в Сараево. Мой учитель Радмила Бакочевич, 14 лет она была солисткой Ла Скала и пела во всех оперных театрах, кроме Новозеландского…



В.К.: И вы открыли в музыкальных школах Черногории вокальные отделения?

А.В-Й.: Да. В Черногории я закончила теоретическое отделение, потому что вокального не было. Потом меня позвали учиться в Сараево, уже там я закончила сольное пение. Когда я вернулась после обучения в Бар, было непонятно что делать со мной солисткой оперы. Поставили меня директором музыкальной школы. Сначала я думала, что это совсем не мое, но потом поняла, какой могу внести вклад. И, преодолевая сопротивление, я открыла отделение сольного пения сначала здесь, в Баре, шесть лет назад, а потом и в Подгорице – в музыкальной школе.

В.К.: Вы сами прослушиваете всех детей?

А.В-Й.: И я, и еще два профессора. На каждом приемном экзамене три человека – специалист по сольфеджио, специалист по вокалу… Но есть такая проблема самые талантливые сами не приходят. Талантливые – часто ленивые. Нужно искать их по школам, мы сотрудничаем со школьными учителями… Способных сами приводим в школу. Меня саму когда-то так привел на экзамен в музыкальной школе мой школьный преподаватель музыки – я даже не знала, куда меня ведут.

В.К.: Сколько детей в Черногории сейчас благодаря вам учатся петь?

А.В-Й.: Человек сто. Я знаю, что мои ученики будут петь в черногорской опере. Я надеюсь, что и сама буду в ней петь, но мои ученики – точно.

В.К.: Получив образование здесь?

А.В-Й.: Сейчас я работаю над тем, чтобы открыть отделение сольного пения в Академии музыки. Возможно, это произойдет. Вообще это длинный и сложный путь. Не было понятно, будет ли это пользоваться популярностью, но потом стало очевидно, что все больше людей интересуются серьезной музыкой… Кстати, знаете, в какой стране бывшей Югославии сейчас лучшая опера?

В.К.: В Сербии? В Белграде, я знаю, две оперы, причем одна частная, ее содержит жена производителя знаменитых кастрюль…

А.В-Й.: Нет, самая хорошая в Хорватии. Знаете, почему?

В.К.: Почему?

А.В-Й.: Потому что бывший президент Хорватии закончил музыкальную Академию. Некоторые вещи так просто не объяснишь… Кажется, Платон говорил, что какая музыка – такое и государство. Я десять лет назад получила образование, и только сейчас у меня есть возможность выступить на родине с симфоническим оркестром. Интерес был огромный, я надеюсь, это подтолкнет процесс возникновения и камерного театра, и отделения сольного пения… И тогда я скажу «до свидания» своему директорству.

P.S. Драма августейшего автора «Балканская царица» издавалась в Санкт-Петербурге А.С Сувориным в переводе М. Жераича. Основному действию там предшествует довольно объемное «Посвящение черногоркам».

Вы жизнь готовы положить
За родину свою,
И только после слышен плач
По сгибнувшим в бою.
Вы воздаете им хвалу
За доблесть их и честь,
Воспламеняя в нас, живых,
Отвагу, гнев и месть!

Беседовал Вячеслав Курицын, видео Наталии Бабинцевой

В подготовке интервью принимала участие Варвара Кохан

Беседа первая: «Племя злое?» Интервью с Петаром Чуковичем

Беседа третья: «Никогда не пустил бы играть Горана Бреговича». Интервью с Марко Павловичем

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67