Свобода после 1989 года

От редакции. «Русский Журнал» представляет вниманию читателей первый на русском языке эксклюзивный текст Аласдера Макинтайра для отечественных СМИ – одного из ведущих политических философов современности, профессора философии католического Университета Нотр-Дам, почетного президента Американского философского общества.

Аласдер Макинтайр стал широко известен в 1981 году, когда свет увидела его книга «После добродетели», выдержавшая несколько переизданий (перевели ее и на русский язык). По мнению Макинтайра, хотя и существуют моральные понятия, однако, они представляют собой останки сгинувшей культуры, утерявшие убедительность в глазах людей. Продолжающиеся дискуссии по этике лишь выявляют этот факт.

* * *

В 1989 году для России открылись новые возможности, возможности, только частично осознанные и реализованные, и ключевым моментом подобного развития событий стала путаница, обусловленная неправильным пониманием необходимого соотношения политических и экономических свобод.

Политические и экономические права, как предполагает этот пример, не должны находиться в оппозиции друг другу. Подлинные политические свободы и подлинные экономические свободы существуют в одном пространстве, и изменяться должны одновременно. Это была ошибка многих политиков и мыслителей (хотя и не только сторонников идеи классического либерализма) предполагать, что кто-то может иметь политические свободы независимо от экономических и получать их в первую очередь. Результат этого – власть богатых, узурпация власть имущими. Не меньшей ошибкой было бы думать, что политические свободы нуждаются в ограничении ради экономических свобод или более того – для эффективного экономического роста. Быстрый рост основных экономических показателей только временно достигается путем принесения в жертву политических свобод. Все дело в том, что подобная стратегия развития неизбежно деформирует общество, и, в конце концов, делит его на экономическую и политическую элиту и остальную часть общества.

Существует несколько наиболее важных свобод, принципиально необходимых для развития существующего российского государства. И в их перечне не менее важной свободой, чем любая другая, будет свобода для рядовых рабочих и клерков организовывать и поддерживать свободные и независимые профсоюзы. Организации, которые будут способны использовать все методы протеста, включая забастовки, для того, чтобы добиваться повышения заработных плат, лучших условий труда и права голоса в инвестиционных решениях фирм, на которые они работают.

Но подобные профсоюзы могут процветать только при наличии свободной и активно занимающейся журналистскими расследованиями прессы. Следующий шаг – выдвижение профсоюзами политических требований, которые позволят создать сеть координирующих свою деятельность совместных предприятий для производственной и образовательной деятельности, созидать новые формы совместного муниципального управления. Речь идет о наборе мер, которые позволят российскому среднему классу, рабочим, стать независимой, самоопределяющейся силой.

То, что «доктор прописал» развивающимся обществам, так это соотношение политического конструктивного конфликта и экономического творческого беспорядка.

Опасность в том, что может произойти обратное: либеральная идеология, даже если она и не адекватна, может быть заменена еще менее адекватной идеологией, апеллирующей к нуждам экономического роста и политическому хаосу.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67