Смерть Туркменбаши - экзамен для ШОС

Если хочешь рассмешить Бога - поведай ему свои планы. Воистину это так! В 2002 году Сапармурат Ниязов (Туркменбаши) отказался от звания пожизненного президента страны, оставив себе право управлять государством без ограничения срока полномочий. Но все-таки остался пожизненным президентом... С высшими силами не поспоришь!

И тем не менее крайне интересно было бы понять, какие планы вынашивал Ниязов. Ведь он обещал своему парламенту вернуться к вопросу о выборах в 2008 году. А уже в 2005 году в беседе с тогдашним руководителем ОБСЕ Рупелем сообщил, что намерен провести президентские выборы в 2009-м, причем сам не собирался в них участвовать.

Если исходить из такого графика, то именно сейчас, за два года до намеченного Туркменбаши срока, ему предстояло определить круг участников грядущей гонки, распределить между ними роли и фактически назначить преемника. А это означало, что нынешний момент должен был стать ключевым и наиболее напряженным с точки зрения накала борьбы внутри страны между различными племенными и клановыми силами. И внезапная кончина Ниязова косвенно подтверждает, что напряжение действительно зашкалило.

Гадать, кто придет ему на смену, - дело неблагодарное. Вместе с тем с определенной долей уверенности можно сказать, что ход событий во многом будет зависеть от того, сумеют ли лидеры туркменских племен решить этот вопрос в своем кругу, не прибегая к помощи внешних сил. В принципе опыт смены власти в стране позволяет надеяться, что это получится. До сих пор племена сменяли друг друга без активного вмешательства "чужаков". Но все-таки этот опыт был накоплен в условиях СССР, когда Москва осуществляла общий надзор, заботилась о соблюдении правил игры, а главное - была полностью исключена возможность влияния на процессы, скажем, из Вашингтона, Тегерана, Пекина или Брюсселя.

Теперь таких ограничений нет. Более того, Туркменистан, с его запасами газа и геостратегическим положением в самом сердце Центральной Азии, на границе российской сферы влияния, по соседству с Афганистаном и Ираном, на берегу Каспия и на пути к Индии, обречен оказаться в фокусе пристального и чрезвычайно заинтересованного внимания мировых полюсов силы. Нет ни малейшего сомнения, что они будут делать все возможное, чтобы добиться контроля над Ашхабадом.

И это не сулит ничего хорошего для региона. Столкновение, если оно произойдет, будет иметь катастрофические последствия. Поэтому идеальным вариантом можно было бы считать организацию плотных консультаций всех заинтересованных внешних сторон с тем, чтобы выработать соглашение о невмешательстве в туркменские дела.

Но согласятся ли сами туркмены, чтобы за их спиной шли торги по поводу их страны? Ведь невмешательство сейчас может быть куплено ценой некоего компромисса относительно раздела или "квотирования" влияния на будущее руководство страны. Иначе говоря, тот, кто будет избран туркменскими племенами на власть, окажется заложником игры "великих держав". И в результате искомая стабильность получится фальшивой: заведомо слабый правитель - худшее зло на Востоке.

Но, с другой стороны, если Туркменистану не будет обеспечен "зонтик" невмешательства теперь, в момент выбора, то стабильности не будет вообще никакой.

Поэтому оптимальным решением представляется быстрое и однозначное заявление какой-нибудь одной внешней силы о том, что она не допустит вмешательства в суверенные дела туркменского народа и берет на себя труд выступить гарантом региональной стабильности. Сил, способных сделать это, по сути, две - это ШОС и НАТО. И, откровенно говоря, очень хочется, чтобы именно ШОС оказалась первой. В конце концов, она для этого и создавалась, и уйти от ответственности ей никак нельзя.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67