Символ есть символ

От редакции. В настоящий момент ни одна тема в российско-польских отношениях не вызывает столько споров и пересудов, сколько тема расстрела в Катыни польских офицеров, оказавшихся в советском плену после присоединения к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии в 1939 году. Поэтому "проблемным" оказался и фильм польского режиссера Анджея Вайды "Катынь", не так давно демонстрировавшийся по российскому телевидению. «Русский журнал» расспросил кинокритика Юрия Гладильщикова о достоинствах, противоречиях и значении фильма

* * *

РЖ: В чем, на ваш Взгляд, состоит достоинство фильма Вайды «Катынь»?

Юрий Гладильщиков: Фильм Анджея Вайды «Катынь» авангарден. Его авангардизм состоит в том, что фильм перескакивает через собственно катыньскую трагедию. Это фильм не про расстрел и даже не про сталинизм (сталинизма в нем столько же, сколько и фашизма). Это фильм о судьбе страны, которая оказывается между жерновами – на Запад вторгается Гитлер, на Восток – Сталин. Что ее попросту прибирают к рукам как брошенный на дороге неохраняемый богатый товар. На официальном плакате фильма – Гитлер и Сталин равноправны. Ведь оба агрессора ведут себя одинаково. Да, немцы были агрессорами, оккупантами. Но наши, бросившиеся в 1939 году дожирать недоеденный польский пирог, еще и предателями.

РЖ: Для кого снят этот фильм и можно ли его назвать русофобским?

Ю.Г.: Это фильм про поляков и для поляков. Фильм про историческую нацию, которая совсем недавно, на памяти если не нашей, то наших отцов, едва не исчезла с карты мира.

В то же самое время, «Катынь» - это фильм не для нас, но он и для нас тоже. В нем нет ни капли русофобии. И понятно почему. Ведь, по строгому счету, у России и Польши не может быть взаимных претензий, поскольку за долгую историю мы наделали другу другу столько гадостей, что не сосчитать. Одно Смутное время чего стоит. Но старина быльем поросла. А у XX века свои счеты. Именно после «Катыни» по-настоящему понимаешь, почему было затеяно – изначально бессмысленное – Варшавское восстание, в ходе которого поляки пытались освободиться от немцев без помощи Красной Армии. Почему Вайда, продолжая быть верным русской культуре, так в свое время восхитился Лехом Валенсой, что снял «Человека из железа».

РЖ: Почему фильм Анджея Вайды «Катынь» приобрел столь большую общественную значимость?

Ю.Г.: Безусловно, можно взывать к исторической истине и говорить о предательстве других европейских держав по отношению к Польше, об их сочувствии гитлеризму и потворстве ему. Но массовое сознание всегда воспринимает символ. А символом стала Катынь. Поляков погибло там на три порядка меньше, чем во время Варшавского восстания. Но символ есть символ.

Беседовал Александр Павлов

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67