Школа консенсуса и война большинства

Впервые в российской истории фигура Путина реализовала общенациональный консенсус не в утопии революционных надежд, а в практике устойчивого институционализированного большинства. Но опыт ХХ века не позволяет этому большинству вновь вручить свой суверенитет без условий.

Условия, поставленные Путину большинством, носят институциональный характер. Большинство следит за продолжением схватки между институтами и субститутами. Карт-бланш на защиту национальных интересов сопровождается «техническим заданием» на адекватное построение институтов государственной безопасности. Карт-бланш на освобождение социального согласия от экономической, корпоративной или региональной олигархии сопровождается (может быть, утопическим) заданием на ликвидацию самой практики самодостаточных партийно-корпоративных институтов.

Растущая требовательность исходит и от основных идейных противников путинского большинства. Левые, социалистические и коммунистические альтернативы полагают возможным восстановить социальный консенсус утопической справедливости, на деле сводимый к государственной экономической монополии. Либеральные альтернативы в наиболее практичных своих изводах не имеют иного сценария, кроме возвращения к олигархической экономической монополии. Консервативные альтернативы, к несчастью, не формулируют институциональных задач, подспудно выдавая свою претензию на участие в бюрократической политической монополии. Неспособные монополизировать государственно-общественные институты, они тщатся инфицировать своей проповедью институты национального лидерства. Но все это уже вчерашний день.

Бюрократическая монополия в политике и экономике, успешно операционализировав свое доминирование в общественно-государственных институтах, стремительно приближается к новому конфликту с согласием большинства. У этой монополии нет шансов – ни раствориться в частно-общественных интересах, ни продать свою операциональную власть институтам национального лидерства.

Самоспасение большинства в начале 2000-х годов остановило дурной ход национальных самоубийств по общему согласию 1917 и 1991 годов и впервые в России создало институт национального лидерства. Теперь перед этим лидерством стоит столь же «чудесная» задача – укоренить свою консенсуальную власть в компромиссных, конфликтных и одновременно ценностно-осмысленных общественно-государственных институтах.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67