Русские new moms

«Педагогика деградирует», – говорят многие пишущие люди, считая, что наука разрушена, образование разорено, а педагогика – последний рубеж здравого смысла на пути всеобщего отупения и массовой культуры. Но парадоксальным образом именно сейчас педагогика впервые стала семейным делом.

В советское время, в брошюрах лекторов из общества «Знание» если и упоминалась «ячейка общества», семья, то в основном в связи с трудными подростками, которых нужно избавить от влияния родителей-алкоголиков и направить в здоровый коллектив. Многоголовый Макаренко объяснял, что только за партой и на пионерской линейке личность станет полноценной.

Конечно, и про материнскую любовь, и про отцовский авторитет упоминалось. Но мать и отец ничего не делали вместе. Мать может научить готовить или расспросить о делах в школе, отец – научить чинить велосипед или строго взыскать за испорченную вещь. Но когда оба родителя – воспитатели? На отдыхе? – папа на рыбалке, мама перед телевизором. На выходных? – мама стирает, папа сидит в кресле с газетой. Реальность семейной жизни тех дачников, которых описывал Корней Чуковский в книге «От двух до пяти».

Позднесоветские родители, понимая, что между ними неизбежны трения, раздоры, а то и развод, стремились вывалить на ребенка все достижения педагогики сразу после его рождения, пока в семье еще относительно мирные отношения. Отсюда популярность таких концепций, которые впоследствии вспоминались как тяжелая детская травма: воспитание по доктору Споку, или сектантское сыроядение/моржевание. Окуни ребенка в прорубь, оботри холодным полотенцем – и ему будет всё равно, занимаются им родители или нет, он в жизни не пропадет, закален для дальнейших испытаний.

В 1990-е годы родители дорвались до игры в бизнес и стали заваливать детей игрушечным ширпотребом. Родители пропадали на работе или в поездках, и вдруг, опомнившись от трудов, видели, что их дети, месяцами не отходившие от телевизора и компьютера, страдают рассеянным вниманием, дислексией, дисграфией и не могут прочесть даже абзац в школьном учебнике. С потухшим взглядом, понурые, не отвечающие на приветствие. Родители били тревогу, нанимали репетиторов – если раньше репетитор готовил будущего выпускника к вузовским объемам информации, теперь появился запрос на помощь ученикам начальных и средних классов в освоении беглого чтения и письма по линейке.

На наших глазах возникает новая педагогика. Многие мамы сейчас работают, но наравне с ними появились мамы, которые сознательно отказались от карьеры в пользу воспитания детей. И те и другие, даже если им приходится нести сверхурочную нагрузку, пытаются разобраться во внутреннем мире ребенка. Ребенок для них – самостоятельная единица, которую они пытаются вырастить цивилизованным образом. Они внимательно наблюдают за всеми его состояниями, пытаясь разгадать, какие психологические проблемы дали о себе знать.

Так появляется новая педагогическая концепция – нужно научить ребенка бороться со страхами, преодолевать уныние, обретать надежду. Одним словом, нужно встать рядом с ребенком, и сострадая ему, провести его за руку через все этапы взросления. Умом понять, вовремя ли он начал сидеть, и правильно ли он жует. Сердцем почувствовать, не мешает ли ему что-то правильно и быстро складывать кубики.

Это не страх за здоровье или развитие ребенка, который требует серьезного, но только периодического, а не постоянного контроля. Новая мама боится за ребенка постоянно, освобождая его от страхов ценой собственного покоя. Она следит за всеми его увлечениями, за концентрацией внимания, за формированием художественного вкуса.

Когда ребенок идет в школу, родители сразу же должны составить ему особую школьную программу, чтобы можно было отработать все навыки и разобраться со сложными вещами. Например, очень рано начинается этическое обсуждение художественной литературы. Но также рано родители начинают говорить с детьми о трудностях и радостях семейной жизни.

Что поражает на форумах молодых мамочек – готовность обсуждать любой психологический нюанс воспитания. Например, какие мультфильмы нужно обязательно посмотреть вместе, а какие ребенок поймет сам, и как подобрать иностранные мультфильмы для воспитательной программы, вписав в нее еще и советские?

Одним словом, современной матери стыдно не знать о своем ребенке все, не проявлять интуицию при каждом движении его души и не вникать в психологические тонкости его отношения к вещам.

Новая концепция воспитания меняет отношения и внутри семьи. Папа перестает быть просто добытчиком денег и шофером. Он должен искать свой подход к ребенку. Ценится и любится тот папа, у которого есть своя, пусть и менее подробная, концепция общения с дитём. А иначе как он будет разделять тяжесть вчувствования с матерью ребенка?

Папа, который самоустраняется, садясь за газету, когда ребенок хочет с ним пообщаться, оказывается источником страдания для матери. Именно тогда маячит призрак развода. Папа может не иметь вредных привычек и отдавать всю зарплату. Но для современной матери это не важно, ей нужен не доход, а настоящее душевное участие.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67