Региональные СМИ # 3. "Наши" как фигура умолчания

Общий уровень провинциальной прессы таков, что писать о некоторых, без сомнения, важных проблемах журналисты многих изданий попросту не в состоянии. Так, например, хотя бы упоминаний о том, что существуют где-то биржевые индексы и что эти индексы более чем серьезно влияют на жизнь всей страны, в регионах днем с огнем не сыскать. Можно сколь угодно долго говорить о разного рода "инновационных прорывах" и прочих высоких сущностях, но в России не все себе представляют, как устроена банковская система. Местные СМИ не пишут об этом, а значит, существование банков - это вообще большой вопрос.

Та же беда и с молодежью. Писать о "цветах жизни" вроде бы и необходимо: они же где-то существуют и что-то делают. Мало того, они и есть воплощенное сегодня будущее. Однако за исключением специфических "молодежных изданий", аудитория которых не так велика, о подростках если и упоминают, то чаще всего в отчетах МВД о "росте числа правонарушений среди несовершеннолетних". Если добавить к этому короткие описания различного рода акций, проводимых молодежными движениями то тут, то там, полная картина реакции региональных СМИ на "наше завтра" вполне может считаться ясной. О кошках и комнатных цветах и то говорят больше.

С созданием движения "Наши" могло показаться, что описанная выше ситуация рано или поздно изменится. Во-первых, многих поражал широкий региональный охват и привлечение в организацию самых разных, зачастую и вовсе аполитичных, молодых людей. На фоне эфемерного "Молодежного единства" и маргинальных "левых" и "правых" молодежных движений, подобная демократичность выглядела выигрышно. Во-вторых, социальная, а не политическая направленность акций "Наших" шла вразрез с общим недовольством "этой молодежью" (само это недовольство, в свою очередь, можно объяснить только извечным иррациональным недоверием "отцов" к идеологии "детей") и немного сглаживала пресловутый конфликт поколений.

Однако почти сразу после начала бурной деятельности "Наших" региональные СМИ к организации стали относиться настороженно. Соответственно писать тоже стали меньше: когда хвалить неприятно, а ругать нельзя, удобнее всего промолчать. Выбирать позицию между хулой и дифирамбами за десятилетие непростых отношений с местной властью провинциальные издания так и не научились. "Наши" превратились в чемодан без ручки: нести - тяжело, а выкинуть - жалко. И виновата в этом, прежде всего, сама организация, руководство которой слишком уж быстро стало открывать двери кабинетов ногой и взяло себе за правило постоянно упоминать "высоких покровителей". Так новые "тимуровцы" в одночасье превратились в "мальчишей-кибальчишей", которым начальство раздает корзины с печеньем. Бороться с "Нашими" в регионах, разумеется, никто не стал: себе дороже может выйти. Но окружить самое большое молодежное движение России стеной молчания региональным средствам массовой информации оказалось под силу.

Сегодня информационное освещение акций "Наших" представляет собой более или менее связные отчеты "с места события". Последнее такое событие - бесспорно важное и нужное дело - прошедшие в некоторых городах России проверки продуктовых магазинов на продажу алкоголя и сигарет детям. Об этих мероприятиях говорили мало и в общем-то не очень охотно. Без искры и душевного желания. В одном и том же ключе.

Информационный портал IvanovoNews.ru:"Сегодня комиссары движения повторно провели контрольные закупки в магазинах, которые уже были занесены в черный список "Наших". Из четырех проверенных точек алкоголь и сигареты несовершеннолетним продали в трех. Около них мгновенно развернули пикеты. Перед магазинами-нарушителями комиссары ходили с плакатами "Хватит спаивать наших детей". Акция нашла большой отклик у горожан. Ивановцы активно участвовали в сборе подписей против произвола продавцов. За час пикетирования трех магазинов свои автографы оставили более 130 ивановцев".

Если вспомнить, что население областного центра - 453 800 человек, улов "Наших" представляется более чем скромным. Видимо, информационный портал умолчал об этом факте исключительно из одной деликатности. Зачем, мол, обижать активистов?

Телерадиокомпания "Вести-Кострома""отчиталась" об акции "Наших" довольно сухо и предсказуемо: "Бутылка водки и сигареты проданы девочкам 14 и 13 лет. Это только один из проверенных магазинов. Но, как говорят участники акции, отказа в продаже алкоголя несовершеннолетним не было и в других торговых точках, расположенных близ улицы Советской.

После подведения итогов своеобразной проверки ребята разнесли по магазинам символические дипломы. "За нарушение закона о реализации спиртных напитков и табачных изделий и за развращение российской молодежи". Следующим этапом должны были стать пикеты. Первый члены костромского регионального отделения "Наши" провели у "Дома еды" на улице Советской. Участников всего двое. В этом случае закон не требует разрешения на проведение массового мероприятия. Парень стоял с плакатом, а девушка собирала подписи тех, кто согласен с протестующими. Костромичи охотно ставили свои автографы. Но акция внезапно была прервана охранниками магазина".

Поразительна в двух процитированных отрывках даже не столько "информационность" подачи материала, сколько общая скудость журналистского лексикона. Чего стоят хотя бы появившиеся в обоих текстах "автографы". Невольно закрадывается подозрение, что репортажи суть просто немного переработанные (причем довольно неумело) пресс-релизы самих "Наших". Сомнительно, что организация "заказывает" материалы о себе, но еще большее сомнение вызывает желание журналистов писать о проводимых движением акциях. Впрочем, и эти реплики могут считаться удачей: в большинстве случаев "Наши" уже превратились в "фигуру умолчания" и сами, по-видимому, против такого положения дел ничего против не имеют.

Репортаж ГТРК "Владимир" - если внимательно присмотреться - похож на материалы из других регионов как две капли воды: "Сегодня активисты молодежного движения "Наши" на встрече с руководителем фракции "Единая Россия" в Законодательном собрании Сергеем Бородиным подвели итоги трехнедельного рейда. В течение этого времени они боролись с продавцами и владельцами магазинов, где подросткам продают спиртные напитки.

"Мы не будем продавать алкогольные напитки в магазине "Софи" несовершеннолетним", - этих слов активисты движения "Наши" добивались от каждого владельца или продавца магазина, где продавали спиртное подросткам. Делали контрольные закупки. Все снимали на скрытую камеру. После этого стояли по несколько часов на морозе. Пикетировали. Требование одно: прекратить продажу алкоголя несовершеннолетним.

Вопрос о том, кто же все-таки делает эти заметки/репортажи и прочие информационные выпуски-близнецы, остается открытым. Тут грешным делом и призадумаешься, а не стоит ли где-нибудь в ивановских лесах привезенный из Великобритании конвейер, производящий на-гора десяток другой отличающихся лишь деталями текстов.

Впрочем, чур?Информация экономического еженедельника "Афанасий-биржа" (Тверь) легко опровергает всяческие конспирологические версии: " Комиссары и активисты движения "Наши" считают такую ситуацию недопустимой и намерены решительно бороться с этим позорным и страшным по своим последствиям явлением.

Они будут выявлять магазины и иные точки торговли, где несовершеннолетние могут беспрепятственно приобрести алкоголь и табак, и проводить пикетирование этих торговых объектов.

Так пространно и штампованно писали еще в газете "Правда". Безо всяких английских конвейеров. Товарищи, в общем, идут верной дорогой, что тут еще сказать.

Напоследок позволю себе привести очень показательный пример реакции СМИ почти на все действия "Наших". В Великом Новгороде юные антифашисты совместно с антисектантским проектом "Гнев" (общим числом человек в тридцать - в лучших традициях какой-нибудь несуществующей "Обороны") пикетировали завод "Спектр", в здании которого нашла себе приют странноватая организация "Новый Акрополь".

ИА "НовгородИнформ" закончило свою заметку об акции следующими словами: "По словам организаторов, следующий митинг у стен завода пройдет 5 марта. "В последний момент выяснилось, что "Новый Акрополь" перенес 2-недельный курс своих лекций с 26 февраля на 5 марта. Причины этого переноса неизвестны, афиши в городе заклеены. Но мы обязательно придем сюда 5 марта", сообщили представители "Наших".

Пятого марта "Наши" к заводу "Спектр" не пришли. Почему? Придут ли когда-нибудь еще или же претензий к "Новому Акрополю" движение не имеет? А вот это уже информационному агентству совершенно не интересно. Не пришли - и не пришли, писать, значит, не о чем. "Наши" в свою очередь ситуацию тоже никак прокомментировали. В общем, захотели - пришли на митинг, не захотели - не пришли. Какой с них спрос?

Вывод напрашивается сам собой, и он вряд ли утешит "Наших" и их спонсоров. Если завтра самое крупное в России молодежное движение неожиданно прекратит свое существование, о нем забудут через неделю. И больше не вспомнят никогда. О "Наших" уже сейчас говорят, как о мертвых: хорошо, но словно бы сквозь зубы. О какой "кадровой революции" может идти речь в свете всего вышеописанного, совершенно не ясно. Десяток акций провести и страну принять "из рук в руки" - далеко не одно и то же. "Наши", конечно же, не развалятся со дня на день, как истерично предрекают оставшиеся не у дел "вьюные" либералы. Но и национальной элитой представителям молодежного демократического антифашистского движения не стать уже никогда.

Размах не тот.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67