Праздник революционной ошибки

Роль истории в формировании идеологии любого государства неоценима, прежде всего, потому, что реально "пощупать" свой путь развития, свои национальные коды можно только с помощью историков и их работ. Идеология существует в едином сплаве с историей, и только в таком случае может именоваться собственно государственной идеологией. Иначе перед нами предстает обычная демагогия, разрушающие защитные механизмы разума отдельных людей и социума в целом. С укреплением государственности и реальным суверенитетом она имеет мало общего.

Стоит ли подчеркивать, что многообразие противоречивой и зачастую недостоверной информации об отечественной истории, ставшей доступной в период перестройки, до сих пор играет весьма негативную роль в общественной жизни России? И тем не менее аристотелевская "автаркия" сейчас уверенно набирает в стране обороты, так что оспаривать ценность истории берутся только самые "непримиримые оппозиционеры".

Увы, отношение к истории в нашем обществе трудно назвать последовательным. Сначала Владимир Путин объясняет историкам: ответственность за "кашу" в головах у людей лежит в том числе и на вас! И надо бы от этой каши избавляться, а то вон уже интеллигенции и название придумали обидное - "образованцы". Затем академики во главе с Гинзбургом пишут письмо о недопустимости вмешательства православия в общественную жизнь. Мол, и так уже клерикалы узурпировали все вокруг, уже и в науку полезли холеными руками. О тысячелетней истории православия на Руси почтенные академики, кажется, и слыхом не слыхивали. Пусть себе диакон Андрей Кураев говорит, что Церковь поддерживает светскость России. Это для академиков не аргумент вовсе, а так, ненадежное алиби самой многочисленной конфессии в стране.

Нельзя сказать, что с историей нашей страны творится что-то неладное. Просто мы стали ее забывать. Вот так вот, без напряжения и пафоса, стали терять те крупицы благодатного знания, которые сегодня можно получить, пожалуй, только у таких авторов, как последний обер-прокурор Святейшего синода А.В.Карташов, протоиерей Владислав Цыпин, К.Е.Скурат. Не так страшно не знать о влиянии православной церкви на российскую государственность. Хуже - не знать о том, что православие пришло на Русь "снизу", а не "сверху". Сколько еще таких забытых фактов и показательных историй прошлого.

Вот, например, совсем скоро состоится очередной юбилей особой даты. Все, что происходило "до" и "после", по сей день оценивается чрезвычайно по-разному. Тут уж кто во что горазд. Речь идет о Великой Октябрьской революции.

О революции, которая сломала худую шею существовавшей тогда власти. Ее целями были вполне гуманная забота о социальной справедливости и защита слабых от посягательств сильных мира сего. Эксперимент вроде бы удался и показал: ничего принципиально нового большевики не придумали. Ошибки большевиков можно частично списать на "молодость режима" и свойственную молодости увлеченность. Но сущность человека осталась прежней, и преследуемые благородные цели обратились в прах.

Последствия деятельности Ленина, Троцкого, Дзержинского, Сталина и прочих сегодня однозначно можно оценивать как негативные. Хотя бы потому, что между Октябрем и сегодняшним днем был чудовищный переходный период девяностых годов ХХ века. России пришлось заново окунаться в дикий капитализм «первоначального накопления».

И тем не менее скидывание со счетов более чем полувекового периода истории своего отечества представляется нелепым. В истории вообще много темных пятен, и не замечать их попросту невозможно. Зато искать ошибки и просчеты - милое дело! Тем более, если в связи с этими не совсем благонадежными историческими событиями люди выйдут на улицы с митингами и парадами.

А ведь годовщина революции в этот раз приходится точно под выборы. В связи с этим в русскоязычном секторе интернета уже появляются высказывания, проповедующие совсем не христианские принципы. Естественно, что коммунисты и прочие крайне левые господа с удовольствием воспользуются этим удачным совпадением.

Левые, кстати, в этом году начали консолидироваться. Притом довольно жестко и резво. Сергей Миронов заявляет о своем объединении с рядом левых партий, которые если и не являются реальной силой на политической арене, то несколько процентов в копилку «эсеров» добавить смогут. В то же время лидер "эсеров" возобновляет споры вокруг термина "суверенная демократия" и заочно вызывает Владислава Суркова на словесную дуэль. В столице все это может выглядеть вполне респектабельно. Но с чьих же рук кормятся «справедливороссы» в регионах страны?

Региональные "эсеры" - это вам не федеральный лидер, который формирует идеологию и является символом доверия некоего загадочного электората. Идет борьба личностей, а не партий. Геннадий Зюганов, не принявший в лоно своей партии отщепенцев из "Другой России", сбавляет обороты в борьбе за электорат "Справедливой России". Словно говоря: "Я столько раз проигрывал, проще выбрать из двух зол наименьшее". При этом, кто являет собой большее зло, и так ясно.

Разумеется, говорить о революционных или предреволюционных настроениях в обществе сегодня нельзя. Потому что те кучки маргиналов, которые позиционируют себя как очередные "освободители Земли русской" являются не более чем здоровой болью не совсем здорового организма. Конечно, никто не станет утверждать, что в России нет социальных проблем. Государство "взрослеет" и переживает сложности, которые не критичны и, скорее, созидательны. Поэтому всерьез рассматривать вполне предсказуемые лозунги левых никто не будет. Более того, мы должны понимать, что предвыборный период просто обязывает коммунистов и прочих "справедливороссов" как можно жестче выстраивать свою риторику. Мы должны понимать, ради чего это будет происходить. Ведь кроме думских выборов нас еще ждут выборы президентские, от которых пока тоже никто не ждет особых потрясений, но которые все же способны наделать гораздо больше шума. Благо, за примерами далеко ходить не надо, и коммунистическая система рухнула молниеносно не в последнюю очередь именно из-за бывшего члена СДПР.

"Единая Россия" обычно не акцентирует внимание на таких датах как 7 ноября (в отличие, скажем, от "русских псевдонационалистов"), но сейчас по идее должна хотя бы минимально отреагировать на события, которые имели для нашей страны глубочайшие последствия. Партия национального возрождения не может пройти мимо истории своей страны, истории титульной нации.

Россия всегда славилась своими праздниками. Конкуренцию нам тут могут составить, пожалуй, только США. 7 ноября официально является одним из дней воинской славы России. Может быть, стоило бы добавить упоминание о скорби по погибшим в периоды массовых репрессий? На самом деле, вариантов может быть сколько угодно, и вовсе не обязательно стирать эту дату из потенциального багажа знаний будущего поколения посредством ее замены на "синтетический" "День согласия и примирения" 4 ноября.

В конце концов знать ошибки предыдущих поколений очень полезно. Тем выше шансы на то, что они не будут повторены. И не только в связи с предстоящими выборами и обязательным использованием 7 Ноября как тарана в руках левых. Революционная ошибка была совершена, и о ней надо помнить, как о тех миллионах погибших в Великую Отечественную войну, как о терактах в Беслане и "Норд-Осте". Помнить надо всегда, особенно если речь идет о действиях повторяемых, которые за давностью лет уже выглядят безобидно.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67