Правозащита как политическая безответственность

Демократия является набором определенных идей и практических институциональных формулировок для внедрения принципов регулирования политической власти и принятия коллективных решений на справедливой и осуществимой основе. Правозащитная же деятельность подразумевает довольно-таки размытую защиту общечеловеческих интересов. У правозащитной деятельности нет определенного политического статуса. И, в общем-то, эта деятельность лежит вне сферы политики. Правозащитники критикуют выполнение властями их полномочий и пытаются защищать самые уязвимые слои населения.

Демократия – это один из ключевых терминов, относящихся к координации общества и к управлению общественной жизнью. Правозащитники сами себя наделяют правозащитными полномочиями, реализуя свои собственные инициативы. Правозащитники прорабатывают собственные инициативы на основе определенных стандартов, которые в определенном смысле могут находиться за пределами организации общественной жизни. Но это еще ничего не говорит об их статусе.

Правозащитников нельзя назвать уполномоченными политическими представителями граждан, и это несмотря на то, что многие из них преследуют замечательные цели, проявляют храбрость, обладают неистощимой энергией и так далее. Основа их деятельности очень отличается от основы деятельности политиков, которые избираются обществом для выполнения регулирующих функций. Это совершенно иная структура деятельности, и эта деятельность не имеет под собой твердой юридической почвы. Правозащитники утверждают, что у них есть очень серьезные основания для их деятельности, однако фактически их деятельность никому не подотчетна. Они находятся вне демократических процедур. Чаще всего правозащитниками выступают рядовые граждане, то есть их политический статус – это статус гражданина, который равен в своих правах с другими гражданами. Правозащитники не выше других граждан. Просто чаще всего правозащитниками выступают граждане, которые стремятся к подотчетности властей больше, чем другие граждане, и с большей смелостью встают на защиту своих ценностей.

Правозащитная деятельность различна во времени и в пространстве. Чем больше правозащитники противопоставляют себя государству и с чем большим презрением они относятся к деятельности властей, тем больше им приходится политизироваться. У них просто не остается выбора - они ведут борьбу с политической властью, сами стремясь добиться как можно большей власти и влияния.

Если правозащитники пытаются вовлечься в политическую жизнь, то есть начинают зарабатывать на политике деньги и требовать для себя тех же политических полномочий, что и люди, приходящие к власти через выборы, то тогда правозащитникам для управления обществом и для его изменения становятся необходимы политические победы. Но если они это делают, у них появляется политическая ответственность. Фактически в этом случае они бросают вызов политическим лидерам, находящимся у руля страны, с целью занять их место. Для этого им не обязательно приходить во власть, они могут делать это опосредованно. Но не в этом заключается основная ошибка правозащитников. Основная опасность заключается в том, что правозащитники начинают конвертировать политику в деньги и превращают свою деятельность в бизнес. И когда это случается, правозащитная политика и правозащитная деятельность начинают невысоко оцениваться населением.

Опасность для правозащитников также таится и в том, что они одновременно с конвертацией политики в бизнес начинают требовать для себя привилегию политической безответственности, одновременно с этим претендуя и на привилегии тех, кто просто обязан проявлять политическую ответственность. Поэтому правозащитники иногда могут оказаться в очень бесчестных отношениях с обществом – с политической точки зрения. В итоге правозащитники совершенно справедливо не считают себя выразителями интересов всего населения, потому что они таковыми не являются. Ведь чтобы выражать интересы населения, нужно быть избранным для этого. Именно в этом и заключается основное положение демократии - граждане выбирают тех, кто будет представлять их интересы. Правозащитники же сами возлагают на себя функции по защите прав человека, их не уполномочивают на это другие граждане. Их никто не избирает в ходе демократических выборов. Правозащитники относятся к определенной социологической категории – они не представляют собой случайную выборку. Конечно же, у них разное образование и разные места проживания, но при этом они обладают многими социологическими сходствами.

Будут ли этих людей воспринимать как выразителей общественных интересов в дальнейшем, во многом также зависит от того, что происходит в данном конкретном обществе в данный конкретный момент. Несмотря на все существующие «но», связанные с деятельностью правозащитников, они все же могут являться выразителями общественных интересов. Давайте вспомним, что происходило в 1989 году в Чехословакии. Активисты движений за права человека становились политическими представителями общества, и само общество рассматривало их именно в этом качестве. Исторически это было весьма недолго, но это ведь случилось – на какой-то момент времени правозащитники выражали интересы большинства граждан. Однако правозащитникам все же не стоит ассоциировать себя с политической деятельностью, если они не готовы получать благословление на свою деятельность от своих сограждан и пока они сами наделяют себя правозащитными полномочиями.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67