Политический футбол: сборная Ющенко против сборной Януковича

Вечером 2 апреля президент Украины Виктор Ющенко совершил наконец поступок - подписал указ о роспуске Верховной рады. Указ президента о роспуске сразу же был опубликован в официальном издании "Офiцiйний вiсник президента Украины", предусмотрительно восстановленном две недели назад.

Как сказано в указе, "в последнее время сложилась ситуация игнорирования парламентским большинством конституционных требований к формированию коалиции депутатских фракций". В связи с этим, а также с "игнорированием конституционных избирательных прав граждан Украины", что "угрожает национальной безопасности, ведет к дестабилизации политической ситуации в стране, создает потенциальную опасность государственному суверенитету", Виктор Ющенко принял решение о досрочном прекращении полномочий Верховной рады.

Вскоре после подписания президентом указа парламентарии собрались на внеочередное заседание. Верховная рада, как и предполагалось, решила продолжить работу, признав свой роспуск антиконституционным и не имеющим никаких правовых и социально-экономических оснований. За принятие соответствующего проекта постановления "О предотвращении действий, угрожающих конституционному правопорядку и безопасности Украины" проголосовали 255 депутатов. Затем парламент 262 голосами запретил вход в свое здание лицам, в том числе депутатам парламента, с вещами, которые могут быть использованы в противоправных действиях (то есть с такими, которые не понравятся охране), а также поручил спикеру принять меры для обеспечения безопасности парламента.

После этого и кабинет министров принял постановление о неотложных мероприятиях относительно выполнения постановления Верховной рады о "предотвращении действий, которые угрожают конституционному порядку, общественному покою и стабильности", то есть согласился с парламентариями, что, впрочем, неудивительно. Правительство признало указ президента "изданным с нарушением Конституции". Постановление поддержали все члены кабмина, кроме назначенных по квоте Ющенко министра обороны Анатолия Гриценко и министра иностранных дел Украины Арсения Яценюка.

Потом весь украинский политикум начал много говорить, объясняя, почему президент молодец, а все остальные не правы и наоборот. Рада даже успела отменить постановление предыдущего парламента об увольнении председателя Центризбиркома Кивалова, обвиняемого "оранжевыми" в фальсификации президентских выборов. Потом "недоразогнанные" депутаты стали хором рассказывать, кому и чему они не подчинятся, и призывать Ющенко отменить свой указ. Ющенко же, как ни удивительно, занялся делом: вызвал и пообщался с силовиками, губернаторами, а также рассказал "всю правду" президенту Польши.

Если отойти от формализма, то ситуация представляется следующей. Конечно же, "бело-голубая коалиция" не радовала президента давно, но он, стиснув зубы, молчал. Затем коалиция начала борзеть - в ее ряды массово вливались представители "оранжевых" фракций, становившихся "зрадныками" дела революции. Особо угрожающие для президента масштабы ситуация приобрела тогда, когда количество депутатов в коалиции плавно приблизилось к трем сотням - конституционному большинству. До этого Ющенко игнорировал мольбы, просьбы и требования Юлии Владимировны о роспуске рады, понимая, что его родная партия на новых выборах может, мягко говоря, проиграть. Но подпускать большинство к возможности менять конституцию или, просто господи, импичменту президент не планировал. И распустил.

Сейчас все, кому не лень, говорят о том, есть ли законные основания у такого указа президента. Причем все говорят разное, из чего можно сделать вывод, что не понятно, есть они или нет. Очевидно одно - конституция вообще, по правде говоря, не обязана учитывать все случаи жизни. Там, к примеру, ничего не сказано о запрете переходить улицу на красный. Так же не понятно, может ли коалиция трансформироваться в ходе работы парламента. Механизмы ее образования прописаны, а все остальное - нет. Если бы после инаугурации Виктор Андреевич соизволил немного поинтересоваться, чем ему вообще могут угрожать внесенные в конституцию в 2004 году изменения, он бы смог принять и закон о кабмине, и закон о парламенте. Но ничего этого сделано не было, несмотря на благоприятную в то время Верховную раду. Потом Янукович, простите, окреп, возмужал и начал тихой сапой перетягивать одеяло на себя, причем весьма успешно.

Теперь из ситуации видно три выхода. Первый, и самый простой, - согласие парламента на роспуск. Вследствие этого выиграет Тимошенко, проиграет Ющенко, а большинство будет все равно у Януковича. Но регионалам, наверное, жаль расставаться с надеждой на такие уже близкие триста голосов, и они решили конфликтовать. Роспуск также невыгоден представителям Соцпартии, которым после "зрады" Мороза вряд ли светит попадание в парламент.

Второй выход - просто дождаться решения Конституционного суда по этому вопросу. Но это полумера - сейчас вряд ли ситуация успокоится в ожидании подобного решения, так как никто не знает, каким оно будет. К тому же высок риск его неисполнения вошедшей во вкус происходящего проигравшей стороной.

Третий выход - эскалация конфликта с вовлечением в него "народных масс". Эти самые народные массы, правда, вовлечь будет уже не так легко. В последнее время люди все больше пресыщаются деятельностью политиков всех мастей. Поддержать политиков на площади приходят максимум несколько десятков тысяч человек. Тимошенко уже призвала своих сторонников не выходить на майдан, так как цель достигнута - президент распустил раду.

В целом же настроение в обществе, как бы это поцензурнее сказать, несколько безразличное. За два с половиной года политика в Украине окончательно выделилась в совершенно обособленную сферу общественной жизни, никак практически с реальностью не пересекающуюся. Есть, конечно, чиновники на местах, с которыми граждане сталкиваются так или иначе практически ежедневно: сотрудники ЖЭКов, милиции и др. Остальные, начиная от депутатов местных советов, никак с народом не связаны. Государственная машина, экономика функционируют вне зависимости от цвета и количества "публичных политиков" - страна привыкла жить как с властью, так и без нее. Политика, происходящая где-то в телевизорах и залах заседаний, уже стала подобна спорту - смотреть интересно, а практической пользы нет. Поэтому и схватка президента с парламентом похожа, скорее, на футбольный матч "Италия - Франция". Кто-то немножко болеет за французов, кто-то - за итальянцев, но довлеющее желание - чтобы проиграли и те и те. Так выгоднее родной сборной, то есть так выгодно народу.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67