Почему в России есть образовательный драйв, но нет образования

О том, что у нас произошла деградация массового образования, - и среднего, и высшего, - говорят учителя, преподаватели вузов, родители, работодатели. В последние годы российские школьники занимают места в четвертом-пятом десятке в тестах Международной программы оценки достижений школьников (PISA), что неминуемо сказывается на качестве абитуриентов. Но, вопреки всему этому, Владимир Путин в своих предвыборных статьях (первая появилась в «Известиях», а третья вчера - в «Ведомостях») делает ставку на «образовательный драйв» молодежи, на научный потенциал университетов. Возникает вопрос: может ли отсталое образование двинуть страну вперед? Ведь для того, чтобы это произошло, нужно, чтобы оно стало приоритетом не на словах, а на деле.

Январские тезисы

Парадокс в том, что деградации образования «помогла» пресловутая «модернизация» системы, предпринятая в последние 12 лет. Модернизация выразилась в воинствующем экономизме: финансовые вливания в сферу образования минимизированы. А госчиновники открыто говорят об образовании как о сфере услуг. Из-за бюджетного недофинансирования, школы и вузы вынуждены зарабатывать самостоятельно. Стоимость образования в вузах (особенно престижных) зашкаливает, да и школа, с введением нового стандарта, может стать во многом платной. Но все это считается достижениями реформы.

Другое дело, что образовательные чиновники все последнее время говорили о падении качества высшего образования, о халтурных вузах и филиалах, дающих фиктивные дипломы. О том, что стране нужны квалифицированные рабочие, а не фиктивные экономисты-юристы-инженеры. И вдруг это сомнительное «всеобщее высшее» стало козырем в президентской предвыборной гонке. Национальный лидер с гордостью заявляет: «Среди наших граждан в возрасте 25–35 лет высшее образование имеют 57% - такой уровень кроме России отмечен всего в трех странах мира: в Японии, Южной Корее и Канаде. Взрывной рост образовательных потребностей продолжается: в следующем поколении (15–25 лет) впору говорить о всеобщем высшем образовании — его получает или стремится получить более 80% юношей и девушек». По мысли премьер-министра, мы вступаем в новую социальную реальность.

На самом деле, в массе своей «образовательный драйв» - это лишь неукротимое стремление нынешней молодежи любой ценой получить диплом. Для чего? Во-первых (и в главных), - для откоса от армии. Всем понятно, что если бы армия была профессиональной или, как минимум, гарантировала матерям, что они получат после службы живого и здорового ребенка, липовых студентов стало бы в разы меньше. Во-вторых – на денежную работу (совсем необязательно по специальности) с высшим образованием устроиться проще. А уж какое это образование – вопрос десятый.

Второй лозунг Путина: создание 25 миллионов (!) новых, высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест для людей с высоким уровнем образования. «Это насущная необходимость, минимальный (!) уровень достаточности. Вокруг решения этой общенациональной задачи нужно строить государственную политику, усилия бизнеса, создавать наилучший деловой климат», - сказал ВВП. Откуда возьмется такое нереально огромное количество высокотехнологичных рабочих мест, на каких производствах? Об этом - ни слова. И понятно, почему: это лишь лозунг - в большинстве малых и больших городов заводы стоят, их помещения давно сданы в аренду, рабочие и инженеры трудятся на рынках или занимаются извозом. И лишь западные автомобильные гиганты, типа «Фольксвагена», создают рабочие места, используя дешевую (для них) рабочую силу.

В последней статье в «Ведомостях» главным инструментом для создания высоких технологий ВВП считает университеты (они, видимо и выдадут на гора 25 миллионов высокообразованных работников). Он говорит об этом, закрывая глаза на то, что с начала 2000-х произошел всплеск роста псевдовузов, и продолжилась массовая утечка мозгов из России. А ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов и вовсе оценивал в 2008 г. масштабы псевдообразования в 20-30%, а масштабы «плохого» образования в вузах— в 50-75%.

«Мы должны иметь к 2020 г. несколько университетов мирового класса по всему спектру современных материальных и социальных технологий,- мечтает ВВП. - Это значит, необходимо обеспечить устойчивое финансирование университетских научных коллективов и международный характер этих коллективов». Ставка делается на Национальные исследовательские университеты. Они должны получить ресурсы на научные разработки в размере 50% от своего финансирования по разделу «Образование» — как их международные конкуренты». Вскользь сказано и о том, что мы «одновременно будем проводить …реструктуризацию всей отрасли профессионального образования». Хочется спросить: а что вы делали последние 12 лет? Говорили-то, что проводите реформу образования!

Парадокс еще и в том, что сделав образование дорогим товаром и платной услугой, Владимир Путин, будто спохватившись, предлагает «научиться компенсировать негативные социальные последствия рыночной экономики и органически порождаемого ею неравенства. Так, как это научились делать страны, которые давно живут при капитализме. Это специальная, особая поддержка, которую получают дети из бедных семей при получении образования. Это социальное жилье для семей с наиболее низкими доходами. Это полное преодоление какой-либо дискриминации инвалидов, обеспечение их равного доступа ко всем жизненным благам и к хорошей работе».

Высшее образование должно быть доступным для каждого американца

На образование, с самого начала своей деятельности, сделал ставку и национальный лидер другой страны - Барак Обама. Сначала он подробно обосновал необходимость прорыва в образовании 27 апреля 2009 года, выступая на ежегодном собрании Американской национальной академии наук. Потом продолжил тему в октябре 2011-го – в речи перед студентами в Денвере. Последний раз Обама говорил об образовании неделю назад, 24 января, - в обращении к Конгрессу с речью "О положении страны".

Если не знать, кто произносит эти слова, можно подумать, что это член нашей КПРФ: "Мы должны сделать все возможное, чтобы высшее образование стало доступным для каждого американца", - заявил президент США. И попросил Конгресс остановить рост процентов по студенческим кредитам. Президент также призвал университеты остановить рост платы за обучение, угрожая в противном случае сократить государственное финансирование этих учебных заведений. "Высшее образование не может быть роскошью, - отметил он. - Это экономический императив, каждая семья в Америке должна иметь возможность позволить его себе".

Обама озабочен и низким качеством американской школы. И смело в этом признается. «Мы знаем, что страна, которая опередит нас в образовании сегодня, завтра обгонит нас и в других областях», - сказал он еще в 2009-м году. А в последней речи - призвал всех американцев заканчивать школу в 18 лет. При этом - вкладывать деньги не только в лучших, (особо поддерживая математическое и естественнонаучное образование), но и подтягивать слабых. «Мы должны брать на работу в школах страны лучших учителей, направлять их туда, где они особенно необходимы, будь то городские районы или сельская местность, где школ и учителей не хватало многие десятилетия. Мы должны изменить положение в школах с самыми низкими показателями, в школах, которые не справляются со своими задачами... Антикризисный закон выделяет нам 5 миллиардов долларов для направления этих средств в штаты, лидирующие в решении этих вопросов». Он заявил о том, что будет участвовать в кампании по информированию общества, направленной на пробуждение у школьников интереса к профессиям ученого и инженера, потому что от них зависит будущее страны.

Будущее, по мнению президента, зависит и от того, сколько денег будет вложено в фундаментальные(!) и прикладные исследования. Поэтому на них выделят более трех процентов ВВП. В разгар кризиса, в 2009-м Обама заявил: «Решения о поддержке науки, которые я принимаю сегодня, будут питать наши успехи в течение следующих 50 лет».

По мнению выдающегося ученого-теплофизика, академика Владимира Накорякова, проанализировавшего в августе 2009-го ту речь Обамы и сравнившего американскую ситуацию с российской, «в нашей стране на науку выделяется не более двух процентов бюджета, который составляет около двадцати процентов ВВП России. Учитывая, что наш ВВП в десять раз меньше ВВП США, то совершенно ясно, что российская наука в следующие пятьдесят лет не обеспечит конкурентоспособность России не только в соревновании с США, но и в соревновании, например, с Португалией. В настоящее время ВВП США составляет $14,3 трлн, ВВП России — $1,2 трлн. Вследствие этого в США расходы государства на науку будут составлять более $400 млрд, а расходы на науку в России — $6,4 млрд, при этом некоторые представители власти еще укоряют ученых в недостаточной отдаче».

И еще одна вещь, имеющая отношение к нам. Президент Обама в своем последнем обращении к Конгрессу, предложил рассмотреть возможность принятия закона, который даст возможность предоставления гражданства иностранцам, закончившим американские университеты или успешно работающим в США. "Давайте помнить о том, что сотни тысяч талантливых работящих студентов в этой стране сталкиваются с проблемой отсутствия у них американского гражданства. Многих привезли сюда детьми, и хотя они с ног до головы являются американцами, они изо дня в день живут под угрозой депортации. Другие приехали недавно изучать ведение бизнеса, науку, инженерное дело, но когда они получают диплом, мы отправляем их домой изобретать новые товары и создавать новые рабочие места где-то еще", - сказал Обама. По его мнению, эту ситуацию нужно срочно менять, чтобы эти люди трудились на благо Америки.

Ехать или не ехать

В июне 2011 года кадровый холдинг АНКОР провел исследование среди студентов и выпускников вузов с целью выявить взгляд молодых специалистов на меняющуюся систему образования и желание продолжать образование за границей. Один из вопросов звучал так: хотели бы эти молодые люди уехать из России и остаться за границей для получения образования либо работы. Так вот, около половины (47 %) считают, что отъезд - это хорошая возможность дополнить свое образование и найти лучшую работу за рубежом. Примерно треть опрошенных (35 %) хотели бы получить профессиональные знания за границей с последующим применением их в России. И только 18 % сказали, что и на родине можно получить достойное образование и сделать карьеру. Если и раньше утечка мозгов из России была весьма интенсивной, то теперь, если привилегии в получении гражданства для иностранцев будут приняты, она может стать обвальной.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67