Открылась первая в России выставка работ Пауля Клее

Семь нот, семь цветов радуги, семь дней недели. Список классических семерок расширился 16 декабря, когда в семи залах ГМИИ открылась первая в России выставка работ великого швейцарца Пауля Клее. «Ни дня без линии», известнейший девиз Плиния Старшего, художник понимал буквально: Клее работал без выходных. Но если Плиний требовал от художника создавать каждый день законченное произведение, то Пауль Клее не только работал, но экспериментировал. Создание каждого нового произведения было вызовом его собственному стилю жизни и художественным стилям всех его современников.

Переход из зала в зал — чтение энциклопедической статьи, прыжки от одного этапа творчества к другому. Жесткая самодисциплина — инобытие детской непосредственности художника: как ребенок всецело устремляется к предметам, так и Клее делает все, чтобы эти предметы получили подлинное бытие в мире. Начало его жизни — детские рисунки, конец жизни — детские игрушки: это равновесие начала и конца и определяет напряжение всего его творчества.

Художник всякий раз подводил итоги своим эстетическим поискам, сразу без промедления устремляясь к новым смысловым мирам. Открытие авангарда, дружба с Кандинским, увлечение пуантилизмом — это всякий раз очередная смерть и воскрешение стиля. Забывая о былых увлечениях, Клее становился пытливым исследователем, апологетом формы и апостолом цвета.

Путешествие в Тунис, преподавание в Баухаузе, эксперименты со знаками и символами — этапы восхождения Клее на третье небо нюансов. День не обходится без линии, потому что всякая мера творчества требует собственной линии горизонта. Только тогда можно увидеть в стилистических поисках не просто частный эксперимент, а увлечение; вовлечение в мир чистой эмоции и чистой мысли.

Свет на многолюдной выставке приглушенный, небо немного приспущено к земле, адаптировано для публики. Но сколь бы ни заглушался цвет, сколь бы ни зияло отсутствие важнейших работ (выставка в России первая), символы бытия берут свое. Учишься быть линией, быть буквой, быть онемевшей от болезни куклой, быть красноречивой виноградной строчкой того напряженного равновесия, которое только и позволяет тянуться к спасительному цвету жизни.

ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые в России представляет монографическую выставку, посвященную жизни и творчеству Пауля Клее (1879-1940). Выставка продлится до 1 марта 2015.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67