Новый политический прагматизм

От редакции. Подписанные в прошлый четверг российско-украинские договоренности по Черноморскому флоту и по газу – это свидетельство «доверия, чувства локтя» между Москвой и Киевом. Так об этом событии отозвался премьер-министр России Владимир Путин. Очевидно, что пролонгация договора, согласно которому Черноморский флот сможет находиться в Крыму еще двадцать пять лет, большой успех в международной политике России. РЖ обратился за комментарием к Модесту Колерову, директору и главному редактору ИА REGNUM.

* * *

"Доктрина экономического прагматизма", если ее так угодно называть, с одной стороны имела вполне конкретную задачу для своего времени: аудит качества двусторонних экономических и международных отношений России на постсоветском пространстве, вычисление их рентабельности, исключение прямого субсидирования экономик соседних государств, которое создавало ненужную конкуренцию, в том числе с российскими производителями на сопредельных и внутренних рынках. С другой стороны, она никак в прежние времена не увязывалась с политическим качеством этих отношений. Эпоха экономического прагматизма служит фундаментом для сегодняшних политических договоров, которые на ней и основываются. Без такого рода аудита невозможно было бы сейчас заключать политических договоров, где экономические преференции прямо увязываются с политическими решениями. В этом смысле современная стадия политических решений, "политической политики", если угодно, служит прямым продолжением прежнего экономического прагматизма.

Трудно судить, насколько этот экономический прагматизм устойчив, то есть насколько велик список подобных проектов у России, потому что, по определению, такого рода политические соглашения не могут быть многочисленными. Они неизбежно носят избирательный, специальный характер. И пока рано говорить о том, что этот Харьковский договор порождает некоторый новый тренд.

Другое дело, можно ли описать два внешнеполитических события – новый проект СНВ и договор, подписанный в Харькове, если не как доктрину, то, по крайней мере, шаг на пути к созданию новой внешнеполитической концепции России? С бюрократической точки зрения, новая внешнеполитическая концепция так быстро не делается. Буквально прошлым летом Дмитрий Медведев утвердил новую внешнеполитическую концепцию, где в части ближнего зарубежья было прямо введено понятие "зоны привилегированных интересов России". Так что с теоретической точки зрения это понятие создавало основу для принятий политических, а не экономических решений. Вместе с тем, конечно, дипломатия у нас никогда не идет впереди в теоретическом смысле. Приведу пример непоследовательности нашей дипломатии. Стоило министру финансов Кудрину объявить о гуманитарной помощи временному правительству Киргизии, как через несколько дней после этого президент Медведев несколько раз усомнился в легитимности этого правительства. А если правительство нелегитимно, то, значит, и выданные ему средства просто выброшены на ветер. Я думаю, что прежде чем говорить о "новом политическом прагматизме", если угодно так его называть, он должен быть реализован в повседневной последовательной политике.

Можно ли сказать, что Украина станет союзницей России? С моей точки зрения, никаких гарантий такого союзничества нет. Более того, президент Янукович явным образом пересматривает многочисленные предвыборные обещания, которые делали его союзники и его ближайшие сотрудники. В этой ситуации ему, по-видимому, придется вернуться к идее федерализации Украины, чтобы просто-напросто укрепить собственную власть, хотя он явно этого не хочет. Толкает же его к этому жесткий афронт, который вызвали его решения по флоту.

Как известно, Львовский областной совет абсолютным большинством голосов высказался за импичмент Януковичу. И если бы в этой ситуации были инструменты федерализации, то на украинской политической сцене протесты западных областей против сближения с Россией не были бы столь разрушительны для политической системы Украины. Но таких демпфирующих механизмов нет, и лично для меня существует серьезный вопрос, решится ли Янукович укреплять собственную власть путем как минимум бюджетной федерализации или капитулирует перед западом страны.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67