Непотопляемый, или Что случилось с Шерлоком Холмсом?

От редакции.«Шерлок» — британский телесериал компании «Хартсвуд филмс», снятый для BBC Wales. Действие, основанное на произведениях Артура Конан Дойля, переносится в наши дни. О том, насколько оправданно то, что создатели сериала сделали с Шерлоком Холмсом, и что из этого получилось, для "Русского журнала" написал Василий Костырко - журналист, культуролог.

* * *

В ночь с воскресенья на понедельник создатели сериала «Шерлок» Марк Гэтисс и Стивен Моффат все же снизошли до взволнованной публики и официально объявили в твиттере: третьему сезону, разумеется, быть.

Не строя рискованных предположений о том, как именно на этот раз Шерлоку Холмсу удастся выплыть из бурных пучин и стремнин «Рейхенбахского водопада», мы попробуем разобраться, подвести некоторые итоги.

Пошла ли на пользу Шерлоку Холмсу прописка в XXI веке? Насколько оправдано то, что Гэтисс и Моффат сделали с Шерлоком Холмсом? Что мы получаем на выходе - игру компьютерного ума, самодостаточную провокацию, набор банальностей или углубление классического образа и по-новому прочерченную связь времен?

Итак, действие перенесено в XXI век, а значит - в альтернативную вселенную, где никогда не было такого писателя как Артур Конан Дойль, а на Бейкер-стрит 221 Б уже никакой не музей Шерлока Холмса, а современный «доходный дом».

Да, на своем месте остается фирменная дедукция. Поколению, привыкшему обо всем спрашивать Google, весьма полезно будет понаблюдать за киногероем, который использует наблюдательность и логику и только затем, если решение задачи этого действительно требует …. входит в интернет. Так же завораживают подворотни и крыши ночного Лондона. Злодеи по-прежнему питают слабость к театральным эффектам. Некоторые даже выступают в цирке.

Главный сюрприз - это, конечно, непривычные типажи и, соответственно, сдвиг в характерах главных героев. Маленький блондин с круглым лицом в кожаной куртке и джинсах (Мартин Фримен, известный, прежде всего, по комедийным ролям, например, неудачника космических масштабов из фантастической комедии «Автостопом по галактике»), больше похож на хоббита, чем на сурового ветерана-афганца.

Высокий шатен с узким породистым лицом в строгом костюме или старомодном английском пальто (Бенедикт Камбербэтч, исполнявший, главным образом, роли аристократов, ученых и художников), поначалу не слишком смахивает на детектива, зато подозрительно напоминает … нет, не дракона, а мистера Фитцуильяма Дарси из многосерийной экранизации соответствующего романа Джейн Остен.

Всего этого с избытком хватает для того, чтобы визуальными средствами подчеркнуть привычный для нас контраст характеров. Однако внешность и гардероб Камбербэтча обещают нам нечто большее, а именно: право разделить его аристократическую скуку. Холмс ненавидит обыденность не оттого, что не в состоянии придумать ей альтернативу, как мы, а потому что создан для ожесточенной борьбы. Именно такой персонаж и необходим нам, чтобы утилизировать нашу обывательскую скуку.

В начале сериала демобилизовавшийся Ватсон, которого мучит простреленное плечо, боли в ноге и ночные кошмары, пытается найти помощь у психоаналитика, но правильный диагноз ставит брат Шерлока, Майкрофт Холмс: «Вы не пытаетесь сбежать от войны. Вам ее не хватает». Приключения, в которые Ватсона втягивает Шерлок, исцеляют. Достаточно увлечься погоней за серийным убийцей, и алюминиевый костыль остается в кафе. А уже две серии спустя Ватсон мутузит Холмса (надо же подготовить друга к встрече с Ирен Адлер), забыв не только про больную ногу, но и про простреленное плечо.

Однако драки, стрельба и погони рассчитаны, прежде всего, на мужчин. Между тем подозрительно похожий на мистера Дарси Холмс должен волновать и телезрительниц.

Не просто так Ирен Адлер восхищенно отмечает, что о его скулы можно порезаться.

Главный вопрос тут: кому ж он такой красивый достанется?

Двое одиноких мужчин, живущих вместе, в наше время неизбежно навлекают на себя подозрения. В то, что Холмс с Ватсоном не голубые, отказывается верить даже их квартирная хозяйка миссис Хадсон. К счастью, эта проблема в сериале все же решается. Медленно, но верно. Уже во второй серии Ватсон заводит себе подружку, в третьей - Холмс демонстративно игнорирует визитку с телефоном, которую ему пытается всучить одетый по последней гейской моде Мориарти, ну а в четвертой серии Ватсон, объясняясь с Ирен Адлер, уже просто орет благим матом: «Я не гей!!!».

Впрочем, если верить уже высказанным мнениям, то сексуальная ориентация героев в этом сериале не главное. Хотите - верьте, хотите - нет, но гениальный Шерлок Холмс якобы символизирует молодого успешного офисного профессионала, который по причине множества -измов (застарелого инфантилизма, граничащего с аутизмом эгоцентризма и т. д.) не способен строить и поддерживать какие-либо межличностные отношения.

Второй сезон («Скандал в Белгравии») вносит некоторую ясность и в этот вопрос.

То, что мы поначалу должны были принимать за неспособность Холмса вступить в отношения, оказалось следствием его гениальности. На одиночество Шерлока обрекают именно его сверхчеловеческие способности. Ему трудно найти равную себе. Когда же Холмс встречает эту «женщину» (Ирен Адлер), он, ясное дело, сначала должен победить ее в «честном бою», а затем уже скрывать свои чувства ото всех, включая родного брата и верного Ватсона, чтобы не подвергать опасности ее жизнь.

«Аутизм» Холмса на поверку оказывается маской одинокого интеллектуала.

Наконец, байроническая внешность Холмса неизбежно ставит и вечный вопрос о гении и злодействе. Чем отличается сыщик-консультант от преступника-консультанта, скучающий гений - от извращенца? Поначалу Холмс тщеславен и безответственен. В первой серии он рискует жизнью, забыв о долге, в четвертой, стремясь потрясти даму интеллектом, выдает государственную тайну. Однако в шестой, спасая своих друзей, уже готов на позор и смерть. Казалось бы, герой уже все сказал. Он полностью перевоспитан, но мы уже настолько привыкли к нему, что ждем продолжения.

…В финале последней серии Ватсон снова оказывается в кабинете психоаналитика. Захандрившего военного пенсионера можно понять: ночные погони по лондонским крышам куда интереснее, чем телешоу с Конни Принс, ну а новых серий придется ждать еще год как минимум.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67