Не очаговой модернизации не бывает

С каждым новым днем размышлений над процессом модернизации как социальной, так и технологической, я все более склоняюсь к точке зрения, что зачинщиком подобного проекта всегда становится сильная сторона, в наибольшей степени склонная и способная к рефлексии. Как это ни покажется странным для многих читающих эти строки, в России именно наиболее активная, информированная и рефлексивная часть общества сосредоточилась в федеральной власти. В количественном измерении она может и не так велика, как нам хотелось бы, но она, очевидно, локализована именно в Кремле и Правительстве. Сегодня мы можем спокойно и уверенно говорить, что сегодня в нашей стране за процессы развития отвечает федеральная власть. Бизнес, прежде всего в лице его активной части, только лишь присоединяется к элите.

Если так можно выразиться, модернизация – первый некоммерческий проект власти и бизнеса, несмотря на очевидные экономические цели этого проекта. Поэтому для бизнеса в этом деле ставка не капитал, а репутация. Если бизнес представлен убежденными, идейными людьми, с определенным философским или научным бэкграундом, т.е. широким культурным горизонтом, то точек взаимопонимания с государством будем очень много. Проекты вроде Сколково или Новосибирска понятны, хоть и сложны в реализации. Но это проекты того уровня сложности, который и заложен как одна из целей модернизации. В конце концов, в стране должно появится много рабочих мест с высокой востребованностью интеллекта (новых современных компетенций) и личных качеств человека, тогда мы сможем вернуться на дорогу воспроизводства как человеческого, так и социального капитала России. Вы увидите, как в результате начнет расти население нашей страны.

Когда я думаю о тех, кто проиграет, чье положение ухудшится, то успокаиваю себя мыслями о том, что при ином сценарии проигравших будет еще больше. Не будем забывать, что глубокие преобразования дают возможность для карьерного взлета тем, кто ранее был поражен в своих правах. Что же про демократизацию и подобные ей феномены «открытого общества», то дискуссии о проектах идут максимально открыто. То есть проблема, так сказать, в содержании, а не форме. Однако не будем скрывать, в условиях слабых институтов, например, никто в нашей стране не может обеспечить единообразие правоприменения той или иной законодательной нормы, я уже не говорю о схожем правопонимании.

Тем не менее, модернизация - это один из видов развития. Общефилософское и методологическое понимание развития строится на его очаговости, точках роста, концентрации и интенсификации. Так что мой ответ, неочаговой модернизации не бывает. Никакой равномерности в территориальном развитии не бывает. Поэтому не стоит ожидать выравнивания экономического развития регионов. Региональное неравенство существовало и будет существовать всегда, т.к. оно имеет не только финансовое, но и климатическое, географическое, демографическое, коммуникационное измерения. Необходимо равенство возможностей граждан, а не регионов.

Как следствие, можно признать, что термин "очаговая модернизация" - это словесный мусор, ответственность за который лежит на СМИ. В бизнесе данный термин не используется, поскольку за ним не стоит никакого содержания.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67