На солнечном пляже, в июле

Кубу

Тема:

Российские мусульманки хотят загорать, не нарушая норм шариата.

Об этом сообщила на прошлой неделе информационным агентствам Равза Рамазанова, председатель религиозного общества мусульман города Сочи "Ясин". Согласно этим нормам чужой мужчина может видеть только кисти рук и лицо мусульманской женщины.

В качестве выхода из создавшейся ситуации Равза Рамазанова предлагает создать закрытый мусульманский женский пляж, добавляя, что вероятность принятия такого решения довольно мала. "В городе, где проживают 20 тысяч мусульман, нет ни одной мечети и медресе. Десять лет организация "Ясин" обращается в органы власти с просьбой выделить землю под строительство мечети. В том, что в городе нет мечети и исламских учебных заведений, виноваты прежде всего сами мусульмане, проявляющие пассивность в отношении развития ислама в регионе", - заметила Равза Рамазанова.

Источники:
http://www.islam-info.ru/?n=505
http://ozik.net/?p=26

Вариации:

Пляж - смешное нерусское слово, в котором и плеск волны, и шорох песка, и горизонтальное положение вбирающего в себя солнце тела. Лежбище лежебок, лижущий гальку прибой. Голозадые мальцы, строящие из песка диковинные сооружения наподобие химерических творений испанца Гауди. Визжащие дети с желейной медузой в руках. Вытряхивающие воду из ушей мускулистые подростки, похожие на мокрых щенков. Расстегнутые на спинах бретельки купальников лежащих на животах красоток. Осторожно заходящие в воду грузные старухи в похожих на медуз шляпах. Играющие в дурака засаленными картами компании шустрых молодых людей и их разбитных подруг с кокетливыми листиками на носах. Орущие транзисторы (пропускаю исторический экскурс). Запахи вареной кукурузы, крема от (или для) загара, воды, пота, теплого пива, сушеной рыбы. Ну и неизбежные волейболисты, конечно.

Так примерно выглядели пляжи моего детства: черноморские и днепровские. Впоследствии мне пришлось наблюдать пляжи в Тарту (тут однажды неизвестная женщина, евшая пирожок с мясом на берегу, нечаянно обернулась, увидела нашего друга Д.Ицковича и от неожиданности упала ничком в воду вместе с пирожком), в Сан-Ремо (там помимо активного отдыха итальянского народа развертывался производственный процесс: неизвестный труженик моря таскал из пучины съедобные ракушки и сдавал их начальнику, прогуливающемуся по пирсу), на берегу Финского залива (здесь, чтобы зайти в воду по грудь, надо было пройти полпути до финского берега).

Пляжная культура, стремительно развивавшаяся в течение прошлого века, проделала тот же путь, что и все другие культурные области, бывшие сначала уделом избранных богатых бездельников в голубых pijama: все они стремительно превратились в места паломничества масс. Обратный путь, как известно, проделал кинематограф, начавшийся как балаганное развлечение. Неминуемой была встреча пляжа и кино - солнечный свет нужен не только телу, но и кинопленке. В Калифорнии это произошло довольно рано, а в 30-е годы и в СССР обсуждается вопрос о строительстве своего "киногорода", и политбюро выбирает между Крымом и Северным Кавказом (Сталин указывает на Приазовье, настаивая на необходимости всестороннего развития региона).

Заметим, что пляж как место действия кинематограф осваивает довольно рано, причем подчеркивает именно демократический потенциал пляжной культуры, еще не проявленный в действительности. Я имею в виду, конечно, знаменитый фильм Чаплина The Adventurer (1917, кстати), в котором костюм беглого сидельца Синг-Синга неотличим от купальных нарядов аристократии, надменный дуралей в исполнении Эрика Кэмпбелла посрамлен (кстати, это последняя роль артиста, он умер в том же историческом году), а аристократическая красотка Эдна - покорена. Сходный "пляжно-демократический" антураж легко обнаружить в первой части "Веселых ребят": здесь герой Утесова так же чужд сытой праздности нехороших нэпманов и тоже торжествует над ними победу благодаря смешному квипрокво (правда, советскому пастуху и красотки ихней нехорошей не надо). И у Чаплина, и у Александрова "пляжный мир" и пространство демократического героя еще разделены. Но этот разрыв был очень скоро преодолен.

На процесс демократизации пляжей в России накладывала свой отпечаток курортная мифология социалистического общества. Крымские дворцы превратились во всенародные здравницы, рядом выросли новые санатории, выполненные в той же "дворцовой" стилистике. Но СССР не был исключением из общего правила: 30-е годы в Америке и Европе проходят под тем же ярким солнцем, золотящим мускулистые тела улыбчивых спортсменов. Девиз советских физкультурников " Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"" хромал в отношении рифмы, но утверждал единство нового человека с природой в виде ее основных стихий. Пляж из места отдыха и развлечения расслабленных и пресыщенных превратился в кузницу кадров, колыбель сверхчеловечества.

Одновременно с модой на спорт и загар пришла пора разоблачаться. Голубые пижама были сорваны и отброшены прочь. Купальные кабинки - разбиты в щепы. Престарелые вуайеристы ошалело замотали по сторонам головами. Еще в 1922 году поэт Есенин был запечатлен фотографом на пляже в Лидо в смешном купальном трико наподобие дамских закрытых купальников. Не прошло и полувека, как появились бикини и минималистические мужские плавки - наряды, не столько скрывающие, сколько подчеркивающие подлежавшее ранее укрыванию. После войны физкультурный пафос 30-х годов сменился саксофонной музыкой сексуальной революции. Пляж вновь превратился в арену флирта и отдыха, уже не скованную сословными рамками, да и вообще практически никакими рамками не скованную.

К концу прошедшего столетия победное шествие бикини по планете стало глобальным, а верхняя часть женского пляжного костюма подверглась атаке. Казалось, остается совсем немного до полной отмены резерваций для нудистов, до абсолютной пляжной глобализации, до наступления предсказанного простодушным философом Фукуямой конца истории. До мира, в котором нет ни войн, ни битвы, а только льется с неба золотая лень да слышатся плеск волны и шорох песка...

Но вышло все совсем по-другому.

Опрос:

Загорали ли вы этим летом?

Комментарии:

Ирина Муравьева

Десять лет назад видела, как тогда показалось, прекрасное.

Сейчас и не знаю, каким бы теперь показалось. Каким кажется нынешнему наблюдателю, если он видит это впервые и склонен отрефлексировать ощущения. Впрочем, я просто не знаю, есть ли то же самое прекрасное на том же месте, рядовая ли это картинка ныне или невозможная.

Прекрасное было такое: Кипр, перекресток миров. Закрытое пространство дорогого отеля. Большой бассейн, бар в воде, шезлонги по периметру, пальмы и цветущие кусты над шезлонгами, мирное синее небо.

По шезлонгам разлеглись (перечисляю по часовой стрелке):

- компания немок, топлесс, в символических ниточках на месте нижней половины купальника;
- компания русских, девушки в дизайнерских бикини с мужчинами в брендовых купальных шортах;
- две невероятно изысканные американки в плотных one-piece купальных костюмах чуть ли не с панталончиками и их мужья;
- светское мусульманское семейство (египтяне? сирийцы?) - папа, мама и дочка лет шестнадцати. Папа в обычных плавках, а на маме и дочке интересные такие костюмы: облегающие тело плотные блестящие комбинезончики до запястьев и до щиколоток, а поверх них развевается много прозрачных тканей. Мама и дочка купались, по ощущению (я подглядывала краем глаза) - впервые в жизни. Мама с интересом, но боязливо спустилась в воду и стояла неподвижно. А дочку папа даже учил плавать, поддерживал под живот, она подвизгивала, они хохотали;
- фундаментальное мусульманское семейство (эмиратцы?): мужчина и много-много женщин и мелких детей. Мужчина в обычных плавках, женщины - в плотных черных мешках, без лиц. Он купался, дети бегали, женщины сидели. Было очень жарко на них смотреть и непонятно, зачем вообще они вышли к бассейну такой толпой.

Вся эта картинка была такой наглядной, как будто нарочно.

И такие все были милые, не обращали друг на друга внимания совсем-совсем, не то что косо посмотреть или пальцем показать! Просто все загорали, улыбались, жужжали, каждый со своей компанией, болтали с барменами и официантами.

Такой мне тогда планета показалась славной.

Ровно десять лет, с точностью до месяца.

Школяр

Одна из первых вещей, поразивших меня в США: семья на пляже, с ними трехлетняя дочь. В аккуратных трусиках-бикини. И лифчике. Маленьком таком. Прикрывавшим те места, где когда-нибудь будут груди.

А вот мусульманские девочки в таком возрасте паранджу не носят. Даже в США.

С.Архипов

Ислам говорит, что женщине лучше молиться дома, чем в мечети, поэтому мечетью должны бы заниматься мужчины. Насчет мусульманских пляжей не очень понятно - если "чужой мужчина может видеть только кисти рук и лицо мусульманской женщины", так ведь есть женские пляжи, там можно загорать и нет мужчин. Так можно требовать отдельных пешеходных дорожек для мусульманок, желающих пройти в юбке, отдельных стадионов для мусульманок-спортсменок. И т.д., и т.п.

Когда вы пишете в конце: "Но вышло все совсем по-другому", то, по-моему, вариации все же возможны. Ну, такие: 1) не совсем по-другому; 2) не вышло; 3) не все.

Илья Пригожин

Одной из характеристик европеоидной расы является светлая кожа. Этим, в числе прочего, европейцы отличались от дикарей всех частей света. Например, североамериканские индейцы, если верить Ф.Куперу (а почему ему, собственно, не верить?), обращались к своим колонизаторам и эксплуататорам не иначе как: "О бледнолицый брат мой!" Более того, бледность лица подчеркивалась и приветствовалась:

Бледность характеризовала не просто европейца, дворянина, но и горожанина, человека цивилизованного и культурного. Эрго неестественного, в отличие от крестьян или дикарей - детей природы. Мода на загар стала одним из предвестников политкорректности - Европа не захотела нести "бремя белых" и решила слиться с остальным миром в единой цветовой гамме.

Ну и т.д.

Обсудить тему, вариации или комментарии
(Не откажите в любезности процитировать комментируемое место из колонки. Вы также можете ознакомиться с чужими комментариями.)

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67