Мы возвращаемся в Афганистан

В истории с мораторием на выполнение Россией положений Договора об обычных вооружениях и вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) обращают на себя внимание две занятные детали. Во-первых, президент Путин подписал соответствующий указ практически сразу после своего знаменитого "карты розданы, можно начинать игру", сказанного в Кеннебанкпорте. А во-вторых, накануне подписания глава государства встретился с участниками российско-американской общественной рабочей группы "Россия - США: взгляд в будущее". На президентском сайте эта новость была проиллюстрирована фотографией, на которой Путин запечатлен с ветераном американской дипломатии Киссинджером, регулярно посещающим Кремль для длительных бесед с его хозяином.

Все это наводит на мысль, что намерения России в отношении ДОВСЕ ни в коей мере не являлись "неожиданными" для США. Более того, российские шаги наверняка разъяснены Вашингтону и если и не были встречены в Белом доме с прямым одобрением, то уж точно с пониманием. Иными словами, мораторий на выполнение ДОВСЕ - это, возможно, первый ход в той самой игре, правила и желательный результат которой были предметом переговоров Путина и Буша в штате Мэн.

Позволим себе предположить, что к Европе, к системе собственно европейской безопасности эта игра имеет не самое прямое отношение. Гораздо более серьезная проблема для стратегических интересов РФ и США заключается в разрастающейся нестабильности на Ближнем и Среднем Востоке и в прилегающих регионах: в Закавказье, Южной Азии, на Африканском Роге. Сегодня можно с большой долей уверенности утверждать, что на обширном пространстве от Нила до Инда формируется зона ожесточенных конфликтов, которые будут крайне негативно воздействовать на весь миропорядок. Думается, эскалация этих конфликтов будет нарастать еще как минимум несколько лет, и только в среднесрочной перспективе (пять-десять лет) можно будет сформировать условия для их обуздания. И то лишь в том случае, если взяться за дело немедля и, что называется, всем миром. Иначе волны от небывалых социально-политических, культурных, территориальных взрывов и столкновений угрожают причинить весьма и весьма существенные разрушения всей мировой экономической и политической системе.

Во всяком случае, так или примерно так видится картина из Вашингтона. Та решимость, с которой американская администрация устремилась в регион, та настойчивость, с которой все более и более углубляется в его проблемы, и то упорство, с которым она же отказывается даже обсуждать возможность ухода США оттуда, доказывает: для Америки здесь, что называется, "свет сошелся клином".

Почему? Одни говорят про нефть и пути ее транспортировки. Другие рассуждают об Иране. Третьи - о захвате контроля над путем из Средней Азии через Афганистан к Индийскому океану. Есть еще и борьба с терроризмом и исламом, демократизация. А также создание сплошного проамериканского пояса для противостояния России на юге. Наверняка правы так или иначе все. Но это теперь не имеет значения. Важно лишь то, что Америка прочно связала свои стратегические, жизненно важные интересы с Большим Ближним Востоком (ББВ, как они называют регион) и готова бороться за него во что бы то ни стало. Чем дальше, тем больше это походит на навязчивую идею. Но и Бог с ними!

Не менее важно и то, что американцы, как кажется, вполне убедились: в одиночку им с таким сложным комплексом, как ББВ, не справиться. Развязав единолично войну на суше, в глубине континента, они, наверное, впервые в своей военной истории столкнулись с неожиданной (для них) ситуацией: война не поддается локализации. Все дело в том, что обеспечение безопасности победоносных оккупационных войск требует расширения зон контроля и оккупации. И так до бесконечности. Упрощенно говоря, чтобы обезопасить своих солдат в Багдаде, Вашингтон должен контролировать (в военном и политическом смысле) все пространство от Нила до Инда и от Аравийского моря до Средиземноморья и Каспия. Но на такой подвиг не способна даже американская армия. Ей нужны союзники, причем не только (и не столько) в районах боевых действий. Америка нуждается в тех, кто позволит географически ограничить эти районы, не допустить неконтролируемого расползания войны и соответствующего втягивания американских войск в операции, которые не решают непосредственных задач, стоящих перед США.

И единственная сила, способная такую помощь американцам оказать, - это Россия, которую целесообразно было бы попросить прикрыть северный фланг ББВ: Закавказье, Каспий и Среднюю Азию, которые необходимо вывести (хотя бы на время) "за скобки" военно-политической ответственности США, с тем чтобы американцы смогли сосредоточиться на более насущных для них проблемах и направлениях. Сделать это для Америки не в силах ни европейцы, ни НАТО (даже если завтра Грузия будет принята в блок, проблемы это не решит, но, наоборот, создаст кучу новых). Есть, правда, Турция, но Анкара уже сделала все, что могла, и, судя по всему, находится на пределе возможностей. Объективно расширить свою зону контроля в интересующих американцев масштабах турки уже не в состоянии.

Таким образом, представляется, что логика развития ситуации на Ближнем и Среднем Востоке настоятельно требует от американцев позволить России вернуть под свое крыло те регионы, что традиционно входили в зону стратегических интересов и ответственности Москвы.

И в этом позиция и пожелания Вашингтона совпадают с устремлениями России. Поскольку для нас "северный фланг" ББВ является южным, наиболее уязвимым направлением, "мягким подбрюшьем". В Москве прекрасно понимают, что конфликты, разгорающиеся в ББВ, готовы слиться в один огромный пожар, который опалит или даже подожжет все южное приграничье РФ. Кто бы ни был виновен в том, что эти конфликты вспыхнули и непрерывно разгораются (хоть Америка, хоть исламизм, хоть распад СССР), нужно срочно их тушить. И уж во всяком случае, необходимо создать максимально прочный барьер на их пути на север. В Средней Азии что-то уже сделано: там есть ШОС, налаживается партнерство с Китаем. Но этого пока не достаточно. А вот Каспий и Закавказье вообще оголены. И главным препятствием, мешающим решать серьезные проблемы безопасности на этом направлении, является ДОВСЕ - договор, написанный для совершенно других геополитических условий, когда основной осью противостояния был "Восток - Запад", а не "Север - Юг", как теперь.

Режим ДОВСЕ вошел в противоречие с интересами двух держав, стремящихся к решению общей проблемы: укрепления "стыка" России и СНГ, с одной стороны, и ББВ - с другой. А значит, договор должен был быть отринут. Его похоронили не "притязания" Москвы на возрождение былого имперского статуса, не "агрессивность" Кремля или президента Путина. И даже не планы по созданию позиционного района глобальной системы НПРО США в Восточной Европе. Его конец был предрешен с началом американских войн в Ираке и Афганистане, в результате которых образовались "черные дыры", затягивающие в омут конфликтов все новые и новые страны.

Если логика наших рассуждений верна, то уже в весьма недалеком будущем мы сможем наблюдать улучшение российско-грузинских отношений (как минимум отказ Тбилиси во вступлении в НАТО), прогресс в урегулировании вокруг Карабаха, существенные подвижки в решении приднестровской проблемы. Все это будет происходить на фоне усиления военного присутствия и активности России в Причерноморье, на Северном Кавказе и в Закавказье, на Каспии, возможно - создания более тесных, союзнических отношений РФ с Азербайджаном, а также дальнейшего укрепления связей с Казахстаном в военной области.

В то же время нужно быть готовым к дальнейшей деградации ситуации на просторах ББВ. Там вот-вот могут возникнуть новые мощные "черные дыры" (Иран и Пакистан), причем располагающие ядерным оружием или готовые к его производству. В Москве не раз подчеркивали, что именно с этого направления исходят угрозы, изжитые в Европе (как и блоковое противостояние "Восток - Запад"), но эффективное противодействие которым невозможно в силу еще одного устаревшего (поскольку не отвечающего реалиям сегодняшнего дня) договора - о ракетах средней и малой дальности (РСМД). Поэтому думается, что следующим в очереди на демонтаж после ДОВСЕ будет режим РСМД. И совершенно не исключено, что этот ход также вписывается в игру, начатую Путиным и Бушем в Кеннебанкпорте.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67