Морковка перед осликом

От редакции. Тема модернизации политической системы России в настоящий момент является одной из наиболее горячих. Все значимые аналитические центры страны представили свои доклады на эту тему. И вот пришла очередь одного из главных мозговых трестов страны Института Современного Развития, попечительский совет которого возглавляет сам президент России Дмитрий Медведев. Инсайдеровскую информацию о содержании доклада "Россия XXI века: образ желаемого завтра", который подготовил ИНСОР и который будет представлен публике 3 февраля, опубликовала газета "Ведомости".

Итак, какие меры должны принять нынешние власти России, чтобы сделать страну подлинно демократической. Прежде всего необходимо снизить минимальный порог для прохождения в Госдуму до пяти процентов с нынешних семи, а также создать две основные право- и левоцентристскую партии. Затем, заменить МВД Федеральной службой криминальной полиции. В регионах предлагается создать муниципальные отряды милиции, а внутренние войска заменить национальной гвардией. Эти, а также иные меры должны привести к тому, что Россия станет полноправным членом ЕС и НАТО. Очевидно, что моделью для авторов доклада служила организация политической системы Соединенных Штатов Америки. Публикацию в газете "Ведомости" комментирует политолог Павел Святенков.

* * *

Пока что мы вынуждены руководствоваться только обрывочными данными о докладе ИНСОР, представленными в газете «Ведомости». Но даже по этим неполным данным можно судить, что перед нами попытка возвращения к тем политическим институтам, которые существовали в эпоху Ельцина. Причем это представлено как возвращение в «Золотой век».

Предлагаемые меры, однако, вызывают большие сомнения. В наших политических условиях простое введение выборности губернаторов приведет к установлению в регионах авторитарных режимов на манер тех, что существовали в 1990-е годы. Это можно прогнозировать с высокой долей вероятности, так как многие из губернаторов 1990-х годов все еще находятся у власти. Соответственно возвращение практики выборности губернаторов будет означать, что эти люди превратят свою власть в пожизненную, как почти пожизненно, например, правил президент Татарстана Шаймиев. Сейчас он уходит, но в случае возвращения практики выборности, он может вернуться и стать пожизненным главой региона. Без реальной многопартийности и политической конкуренции возвращение выборности губернаторов приведет к тому, что наша страна распадется на множество автономных ханств с авторитарными режимами.

Мера упразднения МВД также достаточно непродуманна. В случае ее реализации авторитарные режимы, руководители которых будут избираться напрямую, просто обзаведутся личной гвардией. В начале 1990-х годов мэр Москвы Юрий Лужков попытался создать муниципальную милицию, подчиненную лично ему. В итоге эта муниципальная милиция стала его личной гвардией. Лишь позднее удалось эту ситуацию смягчить и эту милицию ГУВД. Однако какой-то период времени она не подчинялась министерству внутренних дел, и мэр Москвы фактически обладал своей армией. Если сейчас одновременно с введением выборности губернаторов упразднить МВД, страна распадется на феоды, в каждом из которых будет собственный правитель, обладающий своими вооруженными отрядами. Это также минус доклада ИНСОР, поскольку его авторы, видимо, исходили из каких-то абстракций, а не из той реальной политической практики, которая складывалась в России в последние десятилетия.

То же самое можно сказать и о разделении ФСБ на Федеральную службу контрразведки и Ведомство по защите Конституции, цель которого бороться против терроризма и сепаратизма. Шпион не будет следовать указаниям ИНСОР: определенное время он будет шпионить, а иногда устраивать теракты. Поэтому странно, что эти две сферы разделяются. Во всех странах контрразведка и противостояние террору – это задачи единой спецслужбы. В США, насколько я знаю, решением этих задач занимается ФБР. Это близкие виды деятельности и они должны осуществляться одной спецслужбой.

Наконец, ожидания авторов доклада ИНСОР скорого вступления в НАТО, ЕС и другие международные организации – это не более чем прекраснодушные мечты. Пока никто не приглашал Россию ни в Европейский союз, ни в НАТО. Вступление в последнюю организацию вообще представляется маловероятным, если принимать во внимание, что Североатлантический альянс – это проамериканский военный блок. Соответственно, вступление в него России неизбежно размывает проамериканскую направленность организации. Поэтому едва ли стоит ожидать, что США с дружескими объятиями готовы нас там принять. Равно как и европейские страны (но уже по экономическим причинам) не желают нас видеть в Европейском союзе. В любом случае, это дело далекого будущего, а не года-двух.

Пока что доклад ИНСОР более напоминает морковку, повешенную перед носом у ослика, а не реальную программу модернизации политической системы России.

* * *

P.S. После прочтения полной версии доклада ИНСОР, опубликованной на сайте Slon.ru, могу сказать, что газета «Ведомости» излишне поторопилась, опубликовав свои сведения о сенсационных предложениях Института Современного Развития. Дело в том, что все предложения экспертов ИНСОР, вызвавшие бурю эмоций, оформлены как некая мечта о России будущего, о России XXI века. Иными словами, это не есть политические предложения, это есть некая модель российского общества будущего, созданного воображением представителей ИНСОР. На данный же момент эксперты Института Современного Развития не требуют ни свободных выборов губернаторов, ни упразднения МВД, ни чего-то подобного.

Реальные предложения ИНСОР оказались более чем скромными. Они заключаются в расширении свободы партий за счет снижения барьера прохождения в органы законодательной власти с 7% до 5%, а также за счет снижения количества членов партии и ее представительств регионах, которые необходимы для регистрации партии в качестве таковой. Эти предложения можно было бы рассматривать как либеральные, если бы не тезис о том, что к регистрации нельзя допускать партии, в программах которых обнаружен экстремизм. Очевидно, что благодаря введению этого правила российскую политическую систему можно законсервировать намного более успешно, чем благодаря нынешнему законодательству, ставящему многочисленные препоны на пути регистрации партий.

Кроме того, ИНСОР предлагает включения либералов в модернизационный процесс, очевидно, вместе с «Единой Россией», обретение властью политического мышления, пакт о национальном согласии, а также подотчетность бюрократии политическому руководству и меритократии. Здесь можно сказать, что фактически авторы доклада пытаются создать модель, при которой нынешняя либеральная оппозиция была бы интегрирована в нынешнюю систему власти. При этом, однако, реальная демократизация не произошла бы. Следовательно, речь идет о том, чтобы превратить нынешнюю либеральную фракцию наследников 1990-х, наследников Гайдара и Ельцина, из оппозиции в правящий слой. Важно отметить, что они более не претендуют на тотальное правление, а готовы разделить власть с нынешними правителями России. Они готовы, пока что, сосуществовать рядом с «Единой Россией».

В общем ничего нового в предложениях ИНСОР нет. Все и так подозревали, чего именно хотят отечественные либералы. Они желают, чтобы нынешний политический режим обслуживал их интересы, но они не ставят своей целью реальную программу демократизации страны.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67