Модернизация – национальный приоритет

В течение года, прошедшего после публикации статьи президента России Дмитрия Медведева «Россия, вперед!», идеи, которые были им высказаны, приобрели плоть по принципу: слово стало делом. Идея модернизации превратилась в стержень российской государственной политики, и значение данного факта нельзя недооценивать.

За прошедший год удалось достичь значительного прогресса в области организации процесса инноваций, без которого сам процесс модернизации немыслим. Так, развивается интенсивный диалог власти с крупнейшими российскими компаниями, в ходе которого была проведена инвентаризация проектов, реализующихся уже в течение нескольких лет, а также начата реализация новых инновационных проектов. Достаточно точно данный процесс Владислав Сурков называл «принуждением к инновациям». Наконец-то сдвинулось с мертвой точки в непростой борьбе с Минфином и налоговое стимулирование инновационной деятельности. В настоящий момент уже начата реализация программы предоставления льгот предприятиям, ведущим инновационную деятельность.

Также следует отметить, что проблема инновационного развития стала заботить и региональные власти, которые включились в процесс стимулирование инновационных проектов в своих субъектах федерации. Недавние социологические исследования показали, что в экономически активных слоях населения России растет интерес к инновациям и модернизации. Люди не только знают, что такое модернизация, они готовы участвовать в модернизационных проектах. Безусловно, среди экспертов модернизация уже является важнейшим национальным приоритетом, но и у населения формируется ориентация на инновационную активность, на модернизационную активность, на мобилизацию собственного квалификационного, образовательного потенциала, готовность переквалифицироваться, меняться.

Кроме того, за прошедший год российское общество постигло концептуальную часть модернизации. В статье президента концептуальные основы были прописаны не очень четко, но затем именно этой проблеме было уделено значительное внимание. Было ясно сформулировано, что модернизация носит интегрированный характер. Это означает, что практические требования экономической модернизации влекут за собой требования к институциональной и политической модернизации. То есть, модернизационные преобразования влекут за собой и требования социального переустройства общества. Иными словами, модернизация должна опираться не на абстрактные умозаключения, а на требования реальной практики. И это крайне важно. Главный пример – модернизация политической системы.

Безусловно, Дмитрий Медведев оказал значительное влияние на модернизацию политической сферы. Все политические партии отмечают, что весенние выборы радикально отличались большей прозрачностью и честностью. Понятно, что прозрачность выборов важна для развития политической конкуренции, и понятно, что это отклик на требования среднего класса, отклик на требования активных групп населения, для которых выборы – это индикатор, стимулирующий доверие к власти и, соответственно, стимулирующий их активность и взаимодействие с властью.

Таким же практическим ответом на запрос общества является и «Закон о полиции». Здесь вопрос не только название. Изменение названия, по существу, дает возможность провести достаточно радикальную чистку рядов. В процессе реформы будут выведены за штат все сотрудники милиции, а их отбор будет проводиться достаточно жестко. «Закон о полиции» – это обращение президента к потенциально активным группам общества.

И здесь хорошо видно главное отличие Медведева от Путина. В действиях первого гораздо более заметно политическое измерение. И сама модернизация – это всегда политический процесс, инновация – всегда политический процесс. А политические вопросы, к сожалению, никогда не решаются бюрократическими методами.

В течение следующих двух лет, учитывая, что кризис пройден, и отечественная экономика будет находиться на этапе экономического роста, можно ожидать зримый результат модернизационных преобразований. Может быть, мы увидим первые результаты проектов, но, конечно, не влияние инноваций на реальный экономический рост, поскольку технологический цикл даже для сверхинновационных проектов – это 4-5 лет. Именно такой срок необходим для перехода к этапу массового внедрения инноваций.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67