"Минобр - это Министерство народного недоверия"

От редакции: Несколько дней назад Министерство образования и науки опубликовало результаты Мониторинга деятельности российских вузов. Список потряс воображение: в число «неэффективных» попали несколько знаменитых, брендовых вузов. По мнению экспертов, мониторинг проводился по критериям, не проверяющим главное - качество образования. О том, как такое могло произойти, обозревателю «Русского журнала» рассказывает член-корреспондент РАО Александр Абрамов.

* * *

Александр Абрамов: Здесь в очередной раз обнаружились признаки большой неэффективности Министерства образования и науки, которое в последнее время проявляет себя «замечательно». «Русский журнал» уже комментировал «Государственную программу развития образования на 2013-2020 гг.». В ней, например, среди главных «целевых индикаторов - отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в десяти процентах школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в десяти процентах школ с худшими результатами ЕГЭ. Мало того, что этот критерий совершенно бессмыслен. Если считать, что хороший показатель – это высокий коэффициент, то добиться этого можно так: повышать средний балл ЕГЭ в десяти процентах лучших школ и одновременно понижать его в десяти процентах худших. Еще страшней то, что раз ЕГЭ введен в качестве главного интегративного показателя, значит, он становится центром школьного образования. Эту программу обсуждал вновь созданный Общественный Совет при Министерстве, члены которого написали свои критические замечания. Но замечания проигнорировали. «Программа развития образования на 2013-2020 гг.» очень легко получила одобрение Правительства. Реакции на ее явное несовершенство не было никакой. Слава богу, такого не произошло с «Программой развития науки и технологий»: возникла дискуссия с учеными, и она не прошла.

Но последний документ, выявивший «неэффективные вузы», совершенно безумный.

Русский журнал: В чем его безумие?

А.А.: Провести серьезный мониторинг по оценке состояния нескольких сот вузов за короткое время было невозможно. Поэтому пошли по линии наименьшего сопротивления: ввели безумные критерии, которые никоим образом не связаны с качеством образования. Ни один из пяти критериев не имеет к этому отношения. ЕГЭ в принципе сомнительная вещь, и оценивать качество вуза по числу высокобалльников ЕГЭ несерьезно. Или: никто никогда не оценивал качество вуза в квадратных метрах на душу вузовского населения. Не оценивали вузы и в количестве иностранцев, обучающихся в них на фул-тайм. Последнее – попытка ориентироваться на международные критерии. Но эти критерии малоприменимы к российской действительности. Ведь при том состоянии, в котором находится страна, привлекательность поступления в российские университеты зависит далеко не только от вузов. А зависит, например, от безопасности (мы знаем, сколько печальных и трагических историй происходило с иностранными студентами за последнее время). Не выдерживают критики и другие параметры оценки качества вуза – объем НИОКР в рублях, например. И еще – в самом слабом вузе могут быть сильные факультеты.

РЖ: И все-таки, как можно оценивать качество вуза? Ведь делать это нужно.

А.А.: Есть ключевой критерий. Это – судьбы выпускников. А в этом мониторинге нет ни одного содержательного критерия. И когда в список неэффективных вузов Москвы и, кажется, Петербурга, не попадает ни одного юридического вуза – это и вовсе смешно.

Вся система критериев – это полная халтура, которая свидетельствует о неготовности Министерства к решению задач реформирования высшей школы. Это нужно рассматривать как заявление министра об отставке, в связи с полной некомпетентностью.

Но есть другая сторона дела. Результаты этого мониторинга – вызов всей высшей школе. Начинается охота за ведьмами, при очень странном отборе ведьм. И высшая школа, конечно же, должна среагировать на это.

РЖ: А как среагировать? Ведь все ректоры повязаны по рукам и ногам?

А.А.: Это вызов здравому смыслу, вызов высшей школе. Проглотит она это или нет? Ведь результаты мониторинга будут сопровождаться многочисленными последствиями. Репутационные потери для пострадавших вузов уже налицо!

РЖ: Да. Вот и министр образования говорит: вы посмотрите на эти результаты и увидите, кто чего стоит.

А.А.: Я убежден в том, что пришло время проверить все министерства по поводу признаков неэффективности. Министерство образования теперь превратилось в Министерство народного недоверия. Одна бумага за другой, и – полный провал. Это означает, что в Минобре не осталось людей, которые могут сделать правдоподобный документ.

РЖ: Ведь всюду идет одно и то же – укрупнение школ, слияние школ с детскими садами, а ПТУ - с вузами. Это укрупнение – только ради экономии бюджетных средств?

А.А.: Конечно! Они не думают о том, что это чрезвычайно важная часть жизни страны. Не думают о содержательной работе. Возникает вопрос: а судьи – кто? Нас считают за идиотов и рабов. Люди могут выйти на площадь.

Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова

Источник фото: Официальный сайт министерства образования и науки РФ

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67