Люди науки в эпоху Facebook

От редакции. Джил Трой американский историк, профессор современной истории Университета Макгилл (Монреаль, Канада) и научный сотрудник вашингтонского Центра двухпартийной политики. Один из координаторов неформального объединения американских историков «History News Network» (HNN). Автор нескольких монографий, последняя из которых – «Leading from the Center: Why Moderates Make the Best Presidents» (2008).

* * *

Университеты на Западе продолжают оставаться центрами научного прогресса. Во многом (это особенно заметно в Северной Америке и Западной Европе) за последние два десятилетия университеты стали даже более эффективны как проводники технологических изменений. Раньше какой-нибудь профессор делал открытие и пожинал плоды единолично. Сейчас университеты считают себя партнерами. Они зачастую с готовностью предоставляют «семена» (то есть деньги) в надежде не просто углубить знание, но, скорее, приобрести финансовую выгоду. Также надо отметить, что зарождающийся средний класс в Индии и Бразилии университеты обучили очень неплохо. Их выпускники, приезжающие в США (пока еще лучший центр послевузовского образования в мире), производят сильное впечатление.

Возможно, это прозвучит странно, но сегодняшние университеты одновременно и политизированы, и деполитизированы. В университетах Северной Америки и Западной Европы существует некая публичная политика, которая может характеризоваться как крайне левое течение мейнстрима. Это особенно заметно в США. «Нормальное», «массовое» мнение в университетах калибруется с глубоким креном влево, и это оказывает большое влияние на мнение элиты, освещение в СМИ и т.д. И все же карьеризм, соблазны инвестиционных банков, Голливуд, «Лига плюща» (сообщество нескольких старых университетов северо-востока США. – Ред.) породили некое довольно консервативное единство. Итоговый результат – это в некотором роде политические игры с левыми. Однако ответственность по отношению к существующему положению вещей, приверженность статус-кво ограничивают возможности социальных перемен. В целом, используя американскую терминологию, студент эпохи Рейгана в большей степени конформист и консерватор, чем студент 1960‑х годов, хотя сам по себе радикализм студенчества 1960-х был преувеличен. А вот профессура откатилась еще больше влево.

Повышение образовательного уровня населения однозначно можно считать индикатором уровня развития общества. Для того чтобы современное общество процветало в XXI веке, необходимы огромные инвестиции в развитие университетов – как гуманитарных, так естественнонаучных. Сейчас университеты важны как никогда – в силу возрастающей сложности нашего технологичного мира. Общество, стремящееся к развитию, должно позволить университетам расти.

Хорошо образованное гражданское население необходимо как для целей демократии, так и для целей эффективного технологического развития общества. Поэтому сорок или даже пятьдесят процентов населения с университетским образованием – это неплохо. Но образование с большой буквы должно оставаться элитным. Необходимо сохранять высокие стандарты: должны быть университеты, которые принимают многих, но должны быть также и элитные университеты, принимающие лишь избранных кандидатов. Демократия имеет огромную ценность, но она не должна разрушать высокие стандарты высшего образования.

В XXI веке должна измениться методика обучения – большая часть ее устарела. Мы (особенно гуманитарии) не вполне еще научились управляться даже с видеомагнитофоном, не говоря уже об интернете. Профессуре придется определиться с тем, что принести к столу, за которым образованное человечество общается в мире высококачественных DVD и интернет-сайтов, когда лучшие педагоги мира находятся друг от друга на расстоянии щелчка кнопки мышки.

Кроме того, по мере того как общество становится более технологичным и более ориентированным на развлечения, университеты становятся все более необходимыми, но, увы, все более оторванными от реальности. Университетам нужно довести свою миссию до совершенства, понять собственную важность как позитивной общественной силы, быть центром и одновременно защитником определенных ценностей – даже сейчас, в эпоху социальных сетей типа Facebook.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67