Как мы переживали Это

Тема конца света, актуальная во все времена, стала еще актуальней в конце ушедшего года. Что только нам не предлагали сделать до конца времен: пережить гром, потоп и молнии в комфортном и серьезном Бункере Сталина на Таганке, спрятать голову в кинематографический песок в шуточном бункете СмартЛофт Rebel Art House с чаем-кофе-печеньками под апокалиптическое кино. Или собраться на оргию в Красноярске. Или купить скидочный купон на перелет в ад или рай за гривны.

Не пренебрегли использовать тенденцию и в новенькой Red October Gallery (далее для удобства – ROG), - куратор Михаил Овчаренко, сын владельца галереи Владимира Овчаренко представил проект «Перезагрузка/Reload». Название это оптимистично и намекает на сохранение системы, в отличие от отсылающего к окончательному концу света термина «форматирование». Проект обособлен от основной выставки ROG – довольно скучной выставки Ильи и Эмилии Кабаковых «Памятник Исчезнувшей Цивилизации» - и идеологически, и территориально.

Входя в галерею, встречаешь аннотацию к Кабаковым, с грандиозным списком экспозиций, наград, регалий и вводным текстом об уникальности герметичного советского космоса, который канул в Лету и никогда более не повторится. Космос сгинул, но искусственно воссоздан и переосмыслен с необходимой степенью художественного искажения в работах Ильи и Эмилии. И вот, проследовав вдоль этой текстовой стены, упираешься в дощатый бок ковчега, в котором размещена «Перезагрузка». На боку радужно переливаются картинки животных, внутрь ковчега ведет скрипучий трап.

Такое соседство предполагает диалог по целому ряду полярных категорий: молодое – старое, отжившее и умершее – живущее, однородное – многообразное, знакомое – неизведанное, индивидуальное – коллективное, советское - российское. И видится в этом далеко не мирное взаимодействие: «В будущее возьмут не всех», – сказал однажды Илья Кабаков. Цитата эта намекает не только на срок жизни произведения в вечности, но и на борьбу соответствующих рыночных активов: авторитет и надежность Кабаковых против завоевывающих свою нишу «молодых» произведений.

«Перезагрузка» - проект молодого искусства, среди его участников те, кого можно было увидеть на винзаводовской площадке «СТАРТ», выставках лауреатов премии Кандинского, в «Риджине» - детище Владимира Овчаренко. Это Таус Махачева, Иван Горшков, Егор Кошелев, Анастасия Потемкина, Александр Повзнер, Валерия Нибиру, Влад Кульков, Сергей Сапожников и другие, всем – не больше 32 лет от роду. Это фотография, графика, реди-мейд, видеоарт, - основные медиа современного искусства. Все работы небольшого формата – в ковчег много габаритных вещей не возьмешь. Далее по тексту – конкретика.

Дагестанский художник Таус Махачева, участник 4-й Московской биеннале и финалист премии Кандинского в 2012 году, представила видео «Прогулка» (2010). Это снятый с одной точки фильм, в бесконечном закольцованном кадре – вид на карьер, залитый солнечным светом. Небо, камни, - все статично, лишь приглядевшись можно увидеть дрожь сухих растений на переднем плане да повторяющийся пролет птицы. Звука у видео нет.

Другая любопытная вещь – фарфоровая скульптура Олега Доу «Без названия». Олег – участник параллельной программы III Московской международной биеннале молодого искусства, автор классной серии «Чужое лицо», в которой отработана оригинальная техника работы с фарфором. Скульптура Доу содержит отсылки и к болезненной медицинской эстетике Готфрида Хельнвайна, физиологичной выразительности компьютерной графики Рея Цезаря (Ray Caesar), идеям прозы Кобо Абэ. Как и в этой серии, в «безымянной» работе в «Перезагрузке» Олег гипнотизирует зрителя, играя на напряжении полярных чувств красоты и уродства, живого и мертвого, смешного и страшного.

Жутковатой притягательностью обладают и объекты Евгения Антуфьева – куклы, маски, декорированные кружевами, бижутерией. Это странные формы, зачастую без глаз, ушей, - редуцированные до символа формы, одновременно обладающие чертами детского, обрядового, ритуального, примитивного. На «Перезагрузке» представлена маска-голова."Кажется, что если правильно все сложить, то что-то произойдет, разорвется все это. Что это как сигналы и все тогда сложится правильно и в жизни и вообще, нужно только правильно все собрать и разложить", - разъясняется на страничке выставки в социальной сети «Вконтакте».

За концептуальную часть отвечает фрагмент инсталляции «Музей пролетарской культуры. Индустриализация богемы» Арсения Жиляева – уголок квартиры с плакатом Цоя и полочками с аудио- и видеокассетами.

Привлекает внимание и работа Анастасии Потемкиной – вырезанная из ковра снежинка, - игра с новогодними забавами и интернет-мемами «ковровой» любительской фотосъемки. Александр Повзнер осмысливает античную скульптуру через формы домашнего кактуса. Красные зайцы маршируют с плакатами против волков, собак и орлов. Мужик балансирует на конструкции из разноцветных надувных плотиков на заднем дворе. Внутри ковчега царит круговерть идей, жанров, красок, как в хипстерских клипах Hot Cheap. А кто говорил, что принцип «каждой твари по паре» означает гармоничность сочетания и приятные созвучия. И если потом окунуться в прохладную рассудочность коммунистических миров Кабаковых, очевидным становится смысл присказки «кабы молодость да знала…».

Фотография с официальной страницы Red October Gallery

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67