Качественных вузов в России мало

Образование – это более консервативная система, чем бизнес. И модернизация этой системы – непростая задача. Мы не вполне понимаем, каково истинное состояние дел в российском высшем образовании и насколько у нас много проблем. Формальные показатели говорят, что в России студентов на душу населения больше, чем в Америке. Хорошо это или плохо? А неизвестно. Множество студентов прячется в вузах от армии. И для того чтобы узнать, насколько у нас много хороших вузов, необходимо так или иначе отменить призыв. Это первый важный элемент модернизации образования.

То, что качественных вузов в России на самом деле очень мало, продемонстрировал, в частности, конкурс на статус национального исследовательского университета, когда оказалось не так просто отобрать двенадцать или четырнадцать вузов. На Олимпиаде мы видим, чего стоим, каждые четыре года. А в сфере образования удается закрывать глаза и убеждать себя, что все не так плохо. Способ с этим справиться – стараться выходить на внешние рынки и с выпускниками, и с образовательными программами.

Поэтому обязательно нужна интернационализация образования, чтобы к нам ехали учиться и чтобы наши выпускники или студенты ехали за границу учиться или работать. Кроме того, нужно нанимать в российские вузы иностранных профессоров и уехавших российских профессоров, а также облегчить доступ иностранных студентов к обучению и жизни в России. Иностранные студенты и сейчас едут учиться в Россию, но множество повседневных проблем не позволяют привлекать действительно хороших студентов. Кроме того, не надо отмахиваться от международных рейтингов, нужно внимательно изучать их и смотреть, что у нас не так.

Не совсем понятно, насколько выпускники российских вузов востребованы экономикой. По различным оценкам, более половины выпускников работают не по специальности – вузы готовят специалистов, которые не находят себя на внутреннем рынке. У нас много инженерных вузов, для выпускников которых нет достаточного числа рабочих мест в России. Также у нас много педагогических и медицинских вузов, производящих множество специалистов, которые не идут работать по специальности, потому что специальность плохо оплачивается.

Поэтому замечательно, что появился хотя бы один инструмент оценки качества образования – ЕГЭ. Результаты ЕГЭ прошлого года очень четко показали, где на самом деле располагается рыночный спрос. Студенты с высоким ЕГЭ не шли в инженерные вузы. Выяснилось, что за исключением трех-четырех ведущих российских естественнонаучных и инженерных вузов остальные инженерные вузы не могли привлечь студентов с высокими баллами ЕГЭ. Хотя мы и говорим о том, что нам не хватает рабочих и инженеров, по-прежнему платят деньги все равно экономистам и юристам, даже если они плохие специалисты. Поэтому большая часть студентов идет учиться на экономистов и на юристов. Если в большей степени делать рынок международным, то тогда хорошие инженеры будут искать работу на глобальном рынке труда. И рано или поздно это приведет к тому, что и в России зарплаты будут подтягиваться к международному уровню, в том числе и для инженеров. Нужно ли закрывать вузы? Пусть и об этом позаботится рынок. Если университет сам зарабатывает деньги на том, что он преподает, и работодатель честно понимает, чего стоит этот диплом, то запрещать преподавать этому университету не надо. Другое дело – как тратить федеральные деньги. Тут российское правительство пошло по правильному пути, сконцентрировав ресурсы на двух десятках вузов. Это не так мало. Если у нас хотя бы три-четыре национальных исследовательских университета войдут в первую сотню международных рейтингов, это уже будет огромным достижением. Во многих европейских странах речь идет о двух-трех университетах, которые могут на равных конкурировать с ведущими пятьюдесятью американскими. Я надеюсь, что через двадцать лет в России таких университетов будет десять. Но для этого нужно очень много работать.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67