Израильско-турецкий гамбит

Противоречащий нормам международного права захват турецкого судна в нейтральных водах израильскими коммандос в ночь на 31 мая, при котором погибли не менее 9 турецких граждан, был, как говорится, чем-то более худшим, чем преступлением. Для Израиля он был ошибкой, причем весьма грубой. Никто, разумеется, не сомневается в том, что предпринимаемая «флотилией свободы» попытка прорыва израильской морской блокады сектора Газа – это провокация, организованная радикальными исламистами, использующими для прикрытия правозащитников из ряда европейских и арабских стран, а также из самого Израиля.

Для исламистов этот ход абсолютно беспроигрышный. Если блокада будет прорвана, то исламисты в Газе смогут беспрепятственно получать как минимум стратегические материалы, а престиж Израиля пострадает от того, что он оказывается не в состоянии поддерживать объявленный режим блокады. Если же израильтяне остановят прорыв блокады силой, и при этом будут жертвы, то исламские герои станут мучениками, прямиком направившись в мусульманский рай, а Израиль будет заклеймен европейским, арабским и, что очень важно, турецким общественным мнением за избыточное применение силы. В результате он окажется в еще большей международной изоляции, а радикальные исламисты некоторой частью мировой общественности будут восприниматься не как террористы, а как борцы за права человека. В любом случае «ХАМАС» и исламские радикалы оказываются в выигрыше.

Все эти соображения, повторяю, самоочевидны. Однако надо признать, что правительство Натаньяху – Либермана сделало все, чтобы на эту провокацию поддаться. Нельзя не отметить, что ситуация с «флотилией свободы» поставила израильский кабинет в положение цугцванга. В том смысле, что любое решение несло определенный ущерб международной репутации Израиля. Но можно было бы провести операцию по перехвату «флотилии мира» так, чтобы минимизировать ущерб для Телль-Авива.

Требовалось только провести операцию в территориальных водах Израиля и спланировать ее так, чтобы избежать жертв. Для этого последнего необходимо было, чтобы высаживающиеся на суда флотилии десантники были готовы к тому, что встретят активное сопротивление со стороны пассажиров и команды, в том числе с применением подручных средств, вроде палок, багров, ножей и топоров. Для правильного выполнения своей миссии спецназу следовало запастись несмертоносным оружием для подавления такого сопротивления без жертв и разработать соответствующую тактику действий. Ей наверняка владеют полицейские подразделения, но вот обучен ли ей в полной мере морской спецназ – большой вопрос.

Не даром министр по стратегическим делам, бывший начальник Генштаба ЦАХАЛа Моше Яалон заявил в Кнессете, что «решение не позволить флотилии пройти в Газу было правильным, это был акт самообороны» и «бойцы достойны всяческих похвал за мужество, хладнокровие, быструю реакцию и профессионализм». Однако, по его словам, «следует также проверить заново наши инструкции по действиям в ситуациях, подобных той, в которой оказались морские коммандос на "Мармаре", и проанализировать, как принимались те или иные решения до начала операции и в ходе ее проведения».

И нынешний начальник Генштаба ЦАХАЛа генерал-лейтенант Габи Ашкенази уже объявил о создании комиссии для извлечения уроков из ошибок, совершенных во время операции по захвату «Мармары». Получается, что израильские военные оказались крепки задним умом. Явно прослеживается и недостаток аналитической работы в израильском правительстве, возможно, из-за отсутствия соответствующих структур. Там не смогли просчитать ни возможные сценарии развития операции по противодействию прорыва блокады Газы, ни наиболее вероятные последствия этой акции. Создается впечатление, что правительство Натаньяху изначально ориентировалось на жесткое силовое подавление «флотилии свободы», чтобы не только предотвратить, как полагали члены правительства, появление новых флотилий такого рода, но и гарантированно сорвать возможность возобновления израильско-палестинских переговоров.

Никаких приемлемых для палестинцев предложений израильская сторона в настоящее время сделать не может, и потому предпочитает не связывать себя переговорным процессом, а наносить удары по палестинским радикалам, самостоятельно выбирая время и место для операции. Вспомним, как предыдущий раунд намечавшихся израильско-палестинских переговоров при американском посредничестве был сорван не вовремя случившейся утечкой в прессу информации о новом израильском строительстве в арабском Иерусалиме. Подозреваю, что утечка была сделана по инициативе израильского правительства.

Так и в случае с «флотилией свободы» израильские власти, ориентируясь на максимальное применение силы, совсем не рассчитывали, что в мире поднимется такой шум. Ранее точно также они не просчитали, какой будет реакция на убийство в Дубае одного из лидеров палестинской группировки «ХАМАС» Махмуда аль-Мабуха. Эта акция была осуществлена агентами МОССАД весьма топорно. Они засветились по полной программе перед камерами видеонаблюдения, что вызвало «паспортный скандал» с рядом государств Евросоюза. Как кажется, Натаньяху решил идти напролом, с одной стороны, не обращая внимания на мировое общественное мнение, с другой – рассчитывая на рост популярности правительства внутри страны.

Действительно даже не слишком гладко проведенные акции, вроде убийства Махмуда аль-Мабуха или нынешней атаки на «флотилию свободы», вызвали безоговорочную поддержку среди большинства израильтян. Это, естественно, увеличит шансы победы правых партий на очередных парламентских выборах, но ценой этого будет увеличение международной изоляции страны и сохранение тупика в отношениях с палестинцами и всем мусульманским миром.

Наиболее неприятным последствием инцидентов с «флотилией свободы» является не то, что подобные прорывы рискуют стать постоянной головной болью израильских военных и политиков. Не самая большая проблема и то, что самый близкий израильский союзник, США, теперь выступает за создание международной комиссии по расследованию инцидента с турецким катамараном «Мармара», атакованном израильтянами. Выводы этой комиссии наверняка будут не в пользу Израиля. Но это все-таки не главный ущерб.

Куда более серьезным является то, что Израиль основательно испортил отношения с Турцией, своим единственным союзником в мусульманском мире. Правда, разрыва дипломатических отношений между странами не произошло.

Также возможность очень опасного прорыва блокады Газы турецкими транспортами в сопровождении турецких же военных судов, о чем говорят некоторые журналисты, не кажется сегодня вероятной. Подобная акция, которая поместила бы Израиль и Турцию на грань войны, фактически взорвала бы НАТО и поставила бы под сомнение все прежние союзнические отношения Турции. Правящие в Анкаре умеренные исламисты это понимают и на столь радикальный шаг в обозримом будущем не пойдут, хотя и не прочь продемонстрировать своим избирателям, что они существенно дистанцируются от США и Израиля.

Скорее всего, угроза турецкого премьер-министра Таипа Эрдогана лично возглавить следующую «флотилию мира» к берегам Газы так и останется угрозой. Однако замораживание Турцией военного и экономического сотрудничества с Израилем в долгосрочной перспективе может поставить последний в сложное положение. Ведь долгое время Турция была единственным «окном» для Израиля в Восточном Средиземноморье, позволяющим преодолевать арабскую блокаду.

Главное, чего не хватает Израилю, это территории, и отсутствие совместных военных учений с турецкой армией серьезно затруднит боевую подготовку ЦАХАЛ. Но делать какие-либо шаги навстречу Турции, чтобы сгладить конфликт, в Тель-Авиве пока не собираются, чтобы сохранить лицо. Напротив, министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман заявляет, что Турция не изменит своего отношения к Израилю, даже если тот пойдет на уступки и совершит какие-либо жесты доброй воли, прямо намекнув, что нынешний поворот в израильско-турецких отношениях вызван растущей исламизацией Турции.

Очевидно, нынешнее правительство Израиля не собирается отказываться от своей «упертой» линии. В перспективе ничего хорошего это не сулит ни самому Израилю, ни его соседям. В настоящее время единственным способом решения проблемы Газы видится размещение на границах сектора миротворческих сил под флагом ООН и Евросоюза. Эти силы могли бы контролировать поставки товаров в Газу и не допустить поступления туда оружия и взрывчатки.

Однако шансов на то, что с такой схемой урегулирования согласится нынешнее израильское правительство, практически нет. Тем более что опыт деятельности миротворческих сил в том же Ливане доказывает, что миротворцы не могут (или не хотят) противостоять вооруженным противникам, так что нет никакой гарантии, что они смогут предотвратить контрабанду оружия в Газу. Поэтому нынешний тупик в ближневосточном урегулировании сохранится как минимум до тех пор, пока у власти останется правительство Натаньяху – Либермана, которое может продержаться не один срок. А израильско-турецкие отношения уже никогда не будут такими, как прежде.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67