"Intrada" в гостях у "Кентавра"

Книжная лавка РГГУ «У Кентавра» известна всей Москве не просто как магазин, где можно приобрести высококачественную литературу, но и как культурная площадка, где постоянно проходят встречи с интересными людьми, презентации новинок.

В минувший вторник, 21 октября, свои новинки «У Кентавра» представлял московский гуманитарный клуб «Intrada».

«Книги широкого гуманитарного профиля» – так определяют участники область своих интересов. Сюда входят филология, культурология, история. Любимые темы «Интрады» – музыка и слово, бестиарный код культуры, средневековая христианская демонология, пушкинистика, русская поэзия XVIII века. Отличительная особенность интрадовских книжек – крошечные тиражи (тираж в 500 экземпляров для них космический). Они мгновенно переходят в разряд тех, что ищут днем с огнём. «Эмблемы и символы», «Культура Италии в Эпоху Возрождения» Я. Буркхардта в переводе А.Е. Махова; «12 зеркал Пушкина» О. Л. Довгий и А. Е. Махова, трилогия А.Е. Махова по средневековой христианской демонологии, энциклопедия «Западное литературоведение XX века», «Постмодернизм: Словарь терминов» И.П.Ильина, «Жизнь мёртвых в религиях человечества» К. Клемена в переводе А.Е. Махова и многие другие давно стали букинистической редкостью.

На вечере в «Кентавре» «Intrada» представила две книги: сборник «Риторика бестиарности» и монографию А.Е. Махова «Эмблематика. Макрокосм». Их объединяет ярко выраженная семиотическая направленность.

С 2011 года каждый год в конце сентября в рамках программы «RES et VERBA» («Вещи и слова») «Intrada» проводит в РГГУ «бестиарные» конференции, по материалам которых издаются сборники научных статей.

Сборник по итогам 3-й конференции получился почти вдвое толще двух предыдущих. В нем 34 статьи, написанные известными учёными из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Калининграда, Екатеринбурга, Белграда, Вашингтона; среди авторов игрушечный тюлень Зюзель Вульф. Что говорит поэт при помощи зверей? Какие зеркала подносит человеку? Что показывает? В чём убеждает? И – главное – как?

Бестиарный сборник, будь он единственной представленной книгой, безусловно, вызвал бы бурное обсуждение: идея видеть мир в бестиарных категориях многим кажется пока новой и странной.

Но гвоздём программы, безусловно, была вторая книга – новая монография А.Е. Махова «Эмблематика. Макрокосм».

Тематическая широта книг А.Е. Махова не может не поражать: «Любовная риторика романтиков» (1991), «Ранний романтизм в поисках музыки» (1993), «Hortus daemonum: Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения» (1998, 2007, 2014), «Musica literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике» (2005), «Средневековый образ: между теологией и риторикой» (2011).

Эмблематика соединяет в себе все излюбленные темы автора. «Intrada» ведь и началась с переиздания книги «Эмблемы и символы», напечатанной в 1705-м году по указу Петра Великого в Амстердаме.

Новая книга состоит из двух частей. Первая (по сути, отдельная монография) посвящена истории эмблематики, размышлениям о феномене эмблемы, уникального жанра, позволяющего выстраивать самые неожиданные и остроумные аналогии между миром природы и миром человека. Эмблема, по убеждению А.Е. Махова, – это герменевтический инструмент, позволяющий читать мир как книгу.

Вторая представляет собой корпус из 500 эмблем, которые взяты из 37 эмблематических книг, созданных 28 авторами XVI-XVII веков. Стихии, звёзды, планеты, минералы, растения, животные – всё это эмблематический макрокосм, в котором причудливым образом отражается человек.

Гении времён года, водящие хороводы; книга мушмулы, говорящая о человеческой непрочности; червоточина в гранате как знак неразрывности зла и блага в мире… Какая связь между пятнами барса и грешником? Чему учат медведи, танцующие под дождем; слон, уступающий дорогу ягнятам; лев и заяц, спящие с открытыми глазами; лев и лиса на поводке у государя?

Люди брали книгу, открывали на любой странице – и уже не выпускали из рук.

Не секрет, что шли в основном «на Махова». В таких случаях всегда есть опасность, что вечер превратится в поток славословий, но этого не произошло. Собравшиеся стали свидетелями спонтанно возникшей мини-конференции, посвящённой жизни эмблемы в мировой культуре. Среди выступавших – кроме автора книги – литературовед В.Б. Зусева, филолог, переводчик, искусствовед А.В. Нестеров, переводчик «Книги эмблем» А. Альчиато Д.А. Зеленин; шекспировед И.В. Пешков; специалист по испаноязычной литературе М.Ф. Надъярных и др.

В результате обсуждения возникла идея провести Круглый стол по эмблематике в РГГУ весной 2015 года – тоже в рамках интрадовской программы «RES et VERBA».

На встрече царила атмосфера, обычная для мероприятий «Интрады»: сочетание уюта и неформальности (как сказала одна из участниц встречи, «было очень тепло и даже по-семейному») с высоким научным уровнем дискуссии.

В заключение всех собравшихся пригласили на новые мероприятия «Интрады»: на 5-й Бестиарий, на Круглый стол «Пир у графа Хвостова» и на все, которые ещё будут придуманы.

А уж придумать что-нибудь новенькое – это «Intrada» может.

Уходя, люди продолжали удивляться тому, как хитрые веницейские мошенники научились подделывать рог единорога, и как же причудлив бывает путь всем известных девизов (например, «любовь укрощает диких зверей») – от ренессансных эмблематистов до О. Мандельштама.

«Книги Интрады как-то сразу становятся любимыми», – заметил один из гостей.

Судя по всему, новинки, представленные в Кентавре, не нарушат эту традицию.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67