Интеллигентность как партийность

По поводу вручения премии Октября

Незадолго до нового года - 26 -го декабря, в театре "Эрмитаж" состоялось награждение лауреатов премии журнала Октябрь. Состав лауреатов, в общем, предсказуемый: писатель Анатолий Найман, кинодраматург Юрий Арабов, художник Борис Мессерер, ученый, и одновременно помощник Василия Аксёнова, Виктор Есипов (в этом году журнал публиковал переписку Беллы Ахмадулиной и Бориса Мессерера с семьей Аксёновых). Должна была получить символическую награду поэт Вера Павлова, но на вечере она присутствовать не смогла, вместо неё к собравшимся обратилась её дочь - оперная певица Наталья Павлова. Ничего в общем сенсационного, однако, кроме этих, в общем, предсказуемых лауреатов, было два весьма любопытных и для нынешней московской зимы весьма показательных. Социолог Александр Тарасов получил награду за статью "Свастика на стадионе" - исследование рассказывает о распространении национализма в среде болельщиков. Критик и экономист Анастасия Башмакова была награждена за разбор книг, посвященных экономическому кризису - его моральным и духовным составляющим. Вообще социальная направленность литературы стала важна. Лауреаты мало говорили о своих творческих достижениях, сходились в том, что сейчас писатель должен быть со своим народом, то есть на Болотной и на проспекте Сахарова, и не на трибуне, а в толпе (в этом высказывании читался упрек трибунным - Акунину и Быкову). Несмотря на призывы идти в народ, некоторые сомнения по поводу гражданского протеста у собравшихся возникали. Виктор Есипов разводил руками: в Италии на акции протеста собираются миллионы, а в многомиллионной Москве готовы отстаивать свои права всего лишь сотни тысяч! Также высказался Есипов о Сергее Удальцове, - во первых, его возмущало равнодушие власти к здоровью граждан и беспомощность несогласных. Во-вторых Есипов заявил: несмотря даже на то, что сам он не согласен с идеалами Удальцова, но всё же пойдет на митинг и будет требовать его освобождения. Ещё одно показательное выступление - речь Александра Тарасова. Уже то, что он удостоен премии, по его словам является показателем отрыва интеллигенции от народа. Для современной интеллигентской среды его статья - что-то "из жизни пингвинов" - описание неведомого и удивительного мира, а на самом деле в ней рассказываются о вещах очевидных. Ещё один пример вопиющего отрыва интеллигенции от народа, приведенный Тарасовым - история проекта "наказание бедностью" - участники подготовили доклады, провели банкеты, официальные мероприятия прошли, но дальше областных центров, то есть в настоящую провинцию, так и не поехали. По сути их рассуждения остались абстрактными мыслями об абстрактных бедных, с которыми зажиточные ученые, а тем более чиновники не особо-то жаждут общаться.
Выступления заставляют задуматься, и я не то, чтобы очень рад. Несмотря на справедливые упреки к представителям "высокой" культуры в снобизме, рассуждения награжденных о народе, провинции, почве, в том числе и эмоциональнейшая речь Тарасова, кажутся почти такой же абстракцией, несмотря на их благородство. Как-то подразумевалось что есть народ, и есть всё-таки отдельная от него интеллигенция, которая может к нему присоединится, а может считать его быдлом - последнее, в общем, нехорошо, но всё равно интеллигенция отдельно - народ отдельно, интеллигент должен снизойти со своих высот. Странное деление. Народа, как какой-то единой, однообразно думающей и однообразно поступающей массы, однородного единства, нет. "Народ" - это абстракция, есть только люди, хорошие и не очень, каждый человек со своим мнением: у кого-то оно такое, у кого-то другое, кто-то выходит на площадь, кто-то нет. Интеллигенция и писатели - тоже "народ", а не какая-то к нему надстройка. Ну и конечно, если уж мыслить в дихотомии народ - интеллигенция, то собравшиеся на Болотной площади - это, скорее, в общем-то та самая интеллигенция, которую собравшиеся на вручении наград журнала Октябрь призывали быть с народом на Болотной площади. Получается очень любопытное явление: сначала из сконструированного абстрактного "народа" выделяется интеллигенция, которая как бы не народ, потом эта самая отдельная часть как бы подменяет целое, поскольку на Болотной она как бы уже и народ. Не то, чтобы я возражал против гражданского протеста, даже наоборот, совсем наоборот, но я всё-таки не очень понимаю такой мессианской метонимии: она как-то смахивает на ещё советскую риторику о единстве "народа и партии" - когда вроде как партия это не совсем народ - то есть его авангард, а с другой стороны вроде как кому же, как не партии волю народа выражать. При этом именно против подмены "народа" одной конкретной партией та самая "интеллигенция" и выражает несогласие. Понимание интеллигентности как партийности, как кастовости - вечный порок русских "работников умственного труда" - это понятно - отмечал ещё Бердяев. В конце концов именно такое самосознание привело к созданию такого монстра как РКП(б) -ВКП(б) - КПСС. Оно же воплощалось в антипартийной партийности диссидентов. Но, казалось бы, в ХХI-м веке он должен быть изжит, а вот опять тот же мессианизм. И дело не только в пожилом возрасте выступавших, хотя Анастасия Башмакова - критик, по сегодняшним меркам, можно сказать, совсем юный, по счастью, о миссии интеллигенции не рассуждала. Это просто какой-то не изживаемый архетип.
Остаётся ещё вопрос: почему толстый литературный журнал так откликается на социальные события, что даже на его собственном празднике это становится главной повесткой дня? Это тоже логично. По сути, впервые за два десятилетия наблюдается какая-то консолидация политически активных россиян с высшим образованием - последний раз такое единство наблюдалось во времена перестройки. Тогда толстые журналы были главными выразителями чаяний этого слоя, логично, что и сейчас они, точнее некоторые из них, хотели бы видеть себя флагманами общественного движения. Другой вопрос в том, есть ли им что предложить массам. Здесь они намного отстают и в оперативности, и в откровенности от газет и интернет-порталов. Показательно, что тот же Александр Тарасов, хотя и получил премию за публикацию в журнале "Октябрь", преимущественно печатается в "Новой газете", которая действительно после событий декабря получила новых читателей. Показательно и то, что другим центром политической активности стал OpenSpace.ru - одно из интернет изданий, если не наследующих традиции русских и советских "толстяков", то играющих сегодня приблизительно ту же роль, что когда-то они.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67