Игры в мини-империю

20 мая парламент Грузии признал геноцид черкесского народа со стороны Российской империи в середине XIX в. В Тбилиси это решение назвали первой самостоятельной инициативой на международной арене.

Справедливости ради надо сказать, что Грузия сама активно помогала Петербургу в покорении строптивых горцев и поэтому несет долю ответственности за произошедшее полтора века назад, будь то геноцид или просто массовая депортация и насилие. В обвинениях Тбилиси в сторону Москвы об этом, естественно, умалчивается.

Громкой инициативой Тбилиси вновь заставил говорить о себе в геополитических категориях. Некоторые шаги грузинского режима позволяют предположить, что тот видит себя неким интеграционным и даже цивилизационным центром всего Кавказа, как Южного, так и Северного, и лелеет определенные имперские амбиции, как бы это кому-то не было смешно. Лично Михаил Саакашвили может казаться банальной американской марионеткой, но он сам, видимо, вознамерился войти в историю наряду с великими грузинскими правителями далеко прошлого.

Тбилисские эксперты и ученые все чаще рассуждают о Грузии как о центре особой кавказской цивилизации. Уже запущен «Первый кавказский», телеканал с русскоязычным вещанием и Аллой Дудаевой в роли ведущей, а в Баку и Ереване появились кафедры картвеловедения. Более того, Тбилиси ввел безвизовый режим для российских граждан, проживающих на Северном Кавказе.

«Да, мы ведем активную кавказскую политику, и это значительный аспект для безопасности нашей страны», - признает депутат, член большинства, руководитель парламентской группы отношений с народами Кавказа, Нугзар Циклаури.

Грузия упирает на то, что она - одно из первых христианских государств. Наследница древней цивилизации, которая долгое время доминировала на Кавказе, была причиной распространения христианства среди многих народов региона. Следы грузинского могущества до сих пор сохраняются во многих местах на Северном Кавказе, а Грузия, несмотря ни на что, остается в некотором смысле примером для подражания. В прошлом у кавказских народов бытовал обычай отдавать своих детей грузинам на воспитание – те считались носителями высокой культуры и образцов достойного поведения.

К слову, для многих вайнахов, весьма скупых на комплименты горцам-соседям, грузины, как правило, "мужчины" и "красавчики", при том, что последние – не мусульмане. Данные глубоко укорененные симпатии не поколебали даже трения из-за того, что отряд Сулима Ямадаева сыграл одну из решающих ролей в победе над грузинской армией в войне в Южной Осетии. Кстати, первый президент независимой Грузии Звиад Гамсахурдиа после свержения нашел убежище не где-нибудь, а именно у своего близкого друга – Джохара Дудаева в столице Чечни, где и был похоронен.

Весьма активно по нашему Северному Кавказу циркулируют слухи об улучшении жизни в соседней Грузии и победах над коррупцией, клановостью и преступностью – бичами всего Кавказа. Особенно людей впечатляют рассказы о прекращении поборов на дорогах и о порядке, наведенном Саакашвили в полиции, а также полумифические сообщения о высылке всех отказавшихся вести праведный образ жизни "воров в законе" из Грузии в Россию. В общем, грузинский национализм вполне может иметь своеобразный имперский, а не только узкоэтнический, характер.

Важной проблемой для мини-имперских амбиций Грузии и проекта общекавказской интеграции под ее началом остается жестко-христианский акцент тбилисского режима. Даже флаг нынешней Грузии очень напоминает флаг крестоносцев, с которым они входили в Иерусалим, громя мусульман. Кавказские мусульмане хорошо еще помнят и то, как после победы "революции роз" с подачи Саакашвили проводились массовые крещения в Аджарии и предпринимались другие шаги, направленные на то, чтобы вернуть грузин, исповедующих ислам, в православие.

С другой стороны, в Тбилиси понимают опасность перегибания палки в этом вопросе. Саакашвили лично регулярно поздравляет мусульман, составляющих значительную часть населения республики, с религиозными и национальными праздниками. Навруз же вообще отмечается на государственном уровне. Кроме того, недавно в Грузии объявлено о создании своего Духовного управления мусульман.

Квазиимперские инициативы приобретают особый интерес в свете развернувшихся в последнее время разговоров вокруг проекта создания конфедеративного общекавказского государства, в который могут попасть как страны Южного, так и российские республики Северного Кавказа. Эта идея Кавказского дома была популярной в 80-90-е годы прошлого века. В основном она исходила тогда не только из Тбилиси, но и из Грозного.

Сегодня проект неких Соединенных Штатов Кавказа порой камуфлируется рассуждениями об общем экономическом и культурном пространстве региона, о кавказском союзе и общей цивилизационной судьбе народов от Черного до Каспийского моря, от северных границ нынешнего российского СКФО до Турции и Ирана. В СМИ просачивалась информация, что в Анкаре на все это смотрят с симпатией. Конечно, об отделении от РФ Северного Кавказа на высоком уровне не говорят, но о желательности интеграции Закавказья заявления были. Но главные лоббисты общекавказского проекта, как считается, находятся в США.

В связи с последним проект конфедерации с центром в Тбилиси часто рассматривается как своего рода «Израиль на Кавказе» - мини-квазиимперия под протекторатом США, еще один «непотопляемый авианосец» Соединенных Штатов в евразийском пространстве. Он призван торпедировать по всему периметру южные границы России не только с западно-либеральных и националистических, но и имперско-общекавказских позиций.

Кстати, помимо американцев и грузин, самое активное участие в процессе признания геноцида адыгов в Грузии принял, например, Авраам Шмулевич, стратегический советник Конгресса черкесского народа, раввин, политолог, президент «Института Восточного Партнерства», один из лидеров израильского гиперсионистского движения. Все последние годы он активно раскручивал тему геноцида в СМИ, в том числе особенно на ресурсах российских национал-демократов, которые по собственным соображениям поддерживают идею отторжения Северного Кавказа от РФ.

Противником проекта кавказской конфедерации может быть Иран, т.к. он, скорее всего, потеряет свои позиции в регионе, прежде всего в Армении. Но при определенном раскладе долгоиграющей "перезагрузки" он, наоборот, может стать своего рода гарантом стабильности региона, наряду с Турцией и США. Сумели же американцы и хитрые персы, лелеющие идею своего цивилизационного реванша, найти общий язык по Ираку и Афганистану в ходе закрытых сложных и долгих консультаций.

На признание геноцида адыгов и другие инициативы Грузии нам в России, конечно, можно и не обращать особого внимания как на тявкание моськи на слона. Но "ружье геноцида", висящее до поры до времени на стене геополитической драмы, иногда выстреливает где-нибудь в Гааге. Развал Судана, например, с этого и начинался. Сегодня это некогда крупнейшее государство Африки при участии Запада разделяется на три – собственно Судан, Юг Судана и Дарфур.

С другой стороны, игнорирование Россией адыгской проблемы и шагов Тбилиси в этом направлении дает повод соседям думать о ее слабости, а значит, о возможности давить на нее по линии "геноцида" и дальше. Гипотетически при ухудшении отношений, скажем, с Узбекистаном тот может взять да и признать геноцидом резню Иваном Грозным в покоренной Казани или подавление башкирских восстаний, после которых, по некоторым оценкам, погибло до 90% башкир.

На Северном Кавказе есть колоссальная проблема идентичности – отсюда "адыгский геноцид" и другие аналогичные вопросы. Этот регион во многом так и не стал Россией в полном смысле. Да, административно это, конечно, РФ, но культурно, цивилизационно – большой вопрос, особенно это касается Чечни, Ингушетии и Дагестана. Кто бывал там, понимает, о чем речь.

Наши либералы и уже некоторые националисты на это все время ссылаются, говоря о непреодолимой чуждости Северного Кавказа России. Некоторые даже предлагают и вовсе отделить его от государства на все четыре стороны, утверждая, что у РФ нет таких сил и ресурсов, чтобы «переварить» столь сложный край. И сколько бы Александр Хлопонин не занимался экономикой, для этой жизненно важной для государства проблемы ему придется искать решение. Кризис идентичности переживает вся страна. Но на Кавказе он, как, кстати, и любая другая сложность, аукается куда громче, чем где-либо еще в России.

К сожалению, в Москве вообще не считают эту проблему серьезной саму по себе, вне экономики, или вообще не замечают или не хотят замечать. По сути, единственная среднесрочная стратегия на Кавказе – это обеспечение всего необходимого для проведения сочинской олимпиады в 2014 г. Долгосрочных же планов вообще не видно. Хлопониские курортно-санаторные проекты с их невероятно огромными предполагаемыми инвестициями пока очень напоминают пресловутые нанотехнологии, разработка которых требует все больших и больших денег и не сулит никаких перспектив.

Но любая реальная программа постоянно будет наталкиваться на одни и те же грабли – неопределенность идентичности, а значит и видения будущего у населения региона.
Стихийно процесс столкновения и примирения «кавказского» и «российского» идет. И нужно государственное участие, чтобы придать ему позитивное направление. Дождаться, что проблема само собой рассосется, когда у всех появится работа, не получится. Растворить Северный Кавказ в шопинге и потреблении не выйдет. Открытие «IKEA», сети «McDonald’s» и даже, как пишут в прессе, возможное возрождение «Черкизона» в Северном Кавказе, не остановят уход горячей молодежи в лес и в националистические организации, педалирующие тему геноцидов и с симпатией смотрящие на враждебную Грузию.

Этот «экономизм» во многом бьет мимо проблемы радикализации и сепаратизма. Наряду со всеми экономическими трудностями, основная проблема Кавказа в первую очередь заключается в том, что не получается эффективно управлять и направлять в созидательное русло человеческую энергию, которая копится в этом регионе.

При всех проблемах с кавказцами как минимум пора прекратить их шельмовать в массовом сознании. Странно, что до сих пор никто не обратил внимания на кино как мощный инструмент интеграции Кавказа в общероссийское пространство. Скорее наоборот. Кроме, «12» Никиты Михалкова, у нас на экранах сплошная «Мужская работа» - бесконечные сериалы о бравых спецназовцах, которые «мочат» до предела злых «духов» и устраивают «мойдодыр» (то бишь зачистки) местному населению.

Между тем, пример Америки ярко демонстрирует возможности кино в плане конструирования общей идентичности и консолидации нации. Множество работ Голливуда с темами афро- и латиноамериканцев, японцев и др. меньшинств позволили, пусть и не без проблем, политикам вписать огромные массы и пространства в общее американское пространство. Если российские звезды режиссуры не хотят работать с кавказской темой (хотя, чем, скажем, Имам Шамиль, признавший власть России над горцами, менее колоритен и актуален сегодня, чем Тарас Бульба), ей вполне могут заняться формирующиеся в СКФО киностудии. Задача колоссальной сложности, конечно.

Но и перспектива заманчива - сделать что-то типа «Однажды в Америке» про кавказскую молодежь в крупном российском мегаполисе или эпопею про кавказцев, героически сражавшихся в Брестской крепости, или блокбастер про Дикую дивизию, совершающую Брусиловский прорыв. Т.е. такие фильмы, которые утверждают кавказских героев и кавказцев вообще в культурном и через него в социальном пространстве современной России; фильмы, которые делают кавказцев, пусть и своеобразными и чем-то пугающими, но понятными, самое главное - «своими» для окружающих, для массового российского зрителя.

Если же и дальше пускать процесс формирования современной кавказской идентичности на самотек, что приводит к вмешательству той же Грузии в наши внутренние дела, то в ближайшее десятилетие мы столкнемся с масштабным кризисом в регионе. Неправильно уповать исключительно на силовые ведомства и финансируемые Москвой в обмен на лояльность местные кланы. Иначе у Москвы и вправду, как предлагает Гейдар Джемаль в своих полуфантастических прожектах, может не оказаться иных вариантов для блокирования натовского продвижения на наш юг и выдавливания России с Черного Моря и Каспия, кроме как самой пойти на создание некоего радикально антизападного щита в виде Объединенных кавказских эмиратов – исламского государственного образования под протекторатом Москвы.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67