Хлеба краюшка

Поле прямого и непрямого молодежного действия в нынешней России уже давно и надолго обстоятельно определено: все пешки расставлены, все ресурсы стянуты, все двухчасовые лекции о "будущем России" прочитаны. Ничего нового никто не придумает: у придумщиков не хватит на это ни ума, ни фантазии.

В формате так называемой "молодежной политики" (то есть организаций, в которых подросткам обещают "светлое будущее" за некоторого рода деятельность) существует множество лагерей, сил, объединений, тусовок и просто непонятных проектов из трех человек. Удивительно, но они, в сущности, мало чем отличаются друг от друга. Это разнообразие единообразия тягостно воспринимать со стороны, особенно, если не знать тонкостей то тут, то там возникающих разборок. Сторонний человек, огорошенный тем, что вот, молодежь "не по подъездам пиво пьет, а делом занята", по имманентной привычке познавать новое, станет искать дефиниции и пытаться выяснить, о чем, собственно, спор.

И, разумеется, ошибется. Предмета полемики среди молодежных организаций не существует в природе. Все бои и разборки организованы вокруг принципиального вопроса о " вхождении во власть". Подчеркну, о вхождении, а не становлении властью. Буквально, это выглядит как страстное желание "тоже поуправлять". Достаточно прочесть стенограмму недавних дебатов между "Обороной" и "Нашими", чтобы понять, что никакой идеологии нет ни у тех, ни у других, и сущность перепалки - хлеба краюшка с барского стола. Убогость идеологической аргументации и пространные, ничего не значащие, риторические фигуры - прямое следствие как общей пубертатности мышления спорящих, так и незначительности конечной цели. В конце концов, в России сейчас сама собой происходит естественная ротация кадров, и, дай Бог, все дебатирующие получат через пару лет по какому-нибудь более или менее денежному посту.

И в этом смысле совершенно безразлично, кто сегодня сколько кому платят. Все лидеры молодежных движений с пеной на губах любят доказывать, что уж их то "пехота" работает "за идею". Как выясняется, идея сводится к пафосному страничному пересказу тезисов, озвученных Владиславом Сурковым перед "Единой Россией". Причем, "под Сурковым" чистят себя все - даже те, кто об этом не хочет догадываться. Механизм здесь довольно прост: замглавы администрации президента как истинный постмодернист собрал и озвучил общую, по сути, идеологическую концепцию, включающую в себя почти все из известных в сегодняшней России идей. Так в поле его текста попали и те тезисы, которыми так любят оперировать и "Яблоко", и КПРФ. Ну, а их молодежные "крылья" за неимением своих идей просто когда-то переписали в тетрадку главные мысли своих старших товарищей, в редких случаях потрудившись их переработать. Вот и получилось, что по сути борющиеся с "режимом" "оборонцы", и ратующие за "режим" "нашисты" идеологически вовсе несостоятельны. Есть Владислав Сурков, который уже все за всех сказал. А "политической молодежи" только и осталось, что прийти на берег ждать, когда река принесет тела их конкурентов, а им самим дадут-таки пост. И какая, в сущности, разница, "за деньги" или "не за деньги" они проводят свои акции? Идей-то как не было, так и нет.

Сама по себе методика проверки всех этих молодежных тусовок на аутентичность должна, в принципе, сводиться к одному очень простому предложению: "Покажите-ка, ребятушки, вашу идеологическую платформу. Озвучьте, родимые". Если в ответ вы услышите что-то о "будущем России", "экономической стабильности", "развитии демократии", "правах трудящихся", смело записывайте говорящих в один ряд с фанатами "Спартака" и "Динамо". У этих идеология сводится приблизительно к тому же самому набору штампов. Еще, они ходят в разного цвета шарфиках, что, кстати, весьма эстетично. Надо сказать, что идеологические воззрения абстрактного слесаря-станочника из города Твери будут такими же. Слесарь ведь тоже - как и все вышеперечисленные - окончил школу и умеет складывать слова в предложения.

Странным исключением из правил долгое время оставались нацболы, за которыми многим почему-то грезилась "идея". Известен также и общий пафос национал-большевиков: противостояние нынешней власти, захват государственных учреждений и "50 соратников в тюрьме". Последнее по какой-то извращенной логике почитается за высшее проявление "идеи". Сесть - это, оказывается, почетно.

Почетно, как оказалось, и избивать своих оппонентов. Нацболы вообще всегда очень ревностно относились к уличным проявлениям "борьбы за власть": на их Бункер не нападал только ленивый. Любое известие о малейшем рукоприкладстве тут же тиражировалось и представлялось как "политических репрессий". Настало, видимо, время для "ответных действий". И они оказались на диво несуразными.

Возле здания Таганского суда, где Минюст в очередной раз отказал в регистрации партии нацболов, несколько молодых людей попытались закидать лидера НБП Эдуарда Лимонова яйцами. Ответ был на удивление симметричным. Один из идеологов НБП в одноименном сообществе Живого журнала описал все происходившее более чем эмоционально. Правда, потом из-за конспирации запись стер, но "Яндекс" - это не царские жандармы, его чернильницей из хлеба не проведешь:

"Сохранённая копия страницы http://community.livejournal.com/ru_nbp/350159.html

Яндекс никак не связан с авторами и содержимым страницы

Регистраторы

Сегодня утром в таганском суде столицы начался процесс по иску НБП по поводу отказа зарегистрировать партию. Наёмники Суркова - бауманская "пехота" ("Россия Молодая") в количестве около 40 рыл пожаловала к зданию суда - дожидаться Лимонова. Когда к зданию суда прибыл лидер НБП нацболы образовали живой коридор для Вождя, в него со стороны подонков полетели яйца, в ответ партийцы налетели на провокаторов и разогнали их по дворам, человек 10 из них "были просто зверски отмудоханны и расстреляны из Ударов, весь двор в крови". Двоих нацболы сдали ментам, ещё одного менты не приняли так как он валялся без сознания (нелегко парню дались сурковские деньги), щас очухался и ждёт "Скорую", морда очень красивая.

Суд продолжается и Лимонов находится в здании суда, возможны новые провокации и развитие событий".

Здесь - все, и общий уровень автора, и принципиальная позиция, и идеология, и все, что душе угодно. В пылу радостного пафоса товарищ напутал с организацией: выяснилось, что "нападавшие" не принадлежат ни к одному из молодежных "движений". В тексте обращают на себя внимание две принципиальных акцентуации - на фигуре "Вождя" и на "сурковских деньгах". В первом случае не очень понятно, в чем вообще состоит нацбольский пафос. Если он - в пламенной защите Лимонова, то совершенно не ясно, чем нацболы отличаются от фанатов "Спартака"? Попробовали бы какие-нибудь сорок фанатов "Динамо" при "спартачах" не то, что яйцами закидать, но хотя бы оскорбить кого-нибудь из "красно-белых" игроков - вот было бы побоище. Возможно, спартаковские фанаты и победили бы (найдись у них оружие), но, в сущности, что с того? Гордиться драками за кумира - это не тянет на идею. На фанатство - конечно, тянет. С фанатства что возьмешь?

Зато обмолвка о "сурковских деньгах" на идею как раз таки тянет. В итоговом пресс-релизе, опубликованном на официальном нацбольском сайте, уже ни о какой "России молодой" речи не идет. Зато у нападавших уже появились пистолеты "Оса", что, конечно, создает определенную интригу противостоянию. Все-таки избивать ногами лежачего - это не совсем по-мужски. А вот перестрелка - самое оно. Впрочем, повторюсь, время Ленина с хлебной чернильницей прошло. Кругом - электронные роботы-поисковики, которым вообще все равно. Никакого оружия у "нападавших", разумеется, не было, иначе пламенный нацбол обязательно об этом написал. Не удержался бы.

Впрочем, вернемся к деньгам Суркова. Сами по себе они неважны. Важно, что ревность, которая сквозит в прокламации, опубликованной в сообществе, отсутствует на сайте. Неудобно взрослым людям так открыто ревновать к тому, что денег дали другим. Зато на сайте есть очень милое голосование, посвященное тому, есть ли в России фашизм. Как известно, "фашизм" у нас воспринимается оппозиционерами всех мастей как "базовый тренд кровавого режима". И, похоже, что Эдуард Лимонов не чужд мыслям о том, что тоже может поучаствовать в распределении финансовых средств, выделяемых властью. Иначе откуда на донельзя пафосном ресурсе столь мягкие, как будто "сверху продиктованные", формулировки? Какие-то уж больно деликатными "борцами с режимом" получаются нацболы? С чего бы это? Кажется, у нас "репрессии в стране"?

Попробуем в нескольких словах описать собственно ту самую "идеологию нацболов", которая должна отличать их от "всех остальных". О многом может сказать отрывок из книги Лимонова "Другая Россия":

"Разрешить полигамию, свободные содружества. Женщины должны бесконечно беременеть и приносить плоды. Детей же будет содержать и воспитывать община. И жить, и воспитываться они будут среди взрослых. И уже с возраста, ну, скажем, десяти лет. Сейчас детей гноят в скучных школах, снабжая их мозги и память насильно на хер ненужной никому пылью. Образование станет коротким и будет иным. Мальчиков и девочек будут учить стрелять из гранатометов, прыгать с вертолётов, осаждать деревни и города, освежёвывать овец и свиней, готовить вкусную жаркую пищу, и учить писать стихи. Будут спортивные состязания, борьба, свободный поединок без правил, бег, прыжки. Читать будут стихи Николая Гумилева и книги Льва Гумилева, целые поколения будут согласно заветам Константина Леонтьева выучены любить Восток. Понимать красоту синей степи и рыжих гор. И всю мерзость бетонных бараков в снегах, мерзость московских спальных районов".

В чудовищно эклектичном компоте Лимонов смешивает идеи ленинских соратников Богданова и Луначарского, модное в начале XX века интеллигентское преклонение перед Востоком, какие-то совсем уж ваххабитские штучки - дальше по тексту количество ингредиентов вообще переходит грань разумного. Все эти идеи Лимонов, ничуть этого не стыдясь, переписывает с одного из основателей НБП Александра Дугина, то есть они попадают к нацболам через третьи руки, изрядно упрощенные и сдобренные классическим лимоновским самолюбованием. Постмодернизм постмодернизма. Поверить в этот бред можно только, не понимая, что откуда берется. "Сейчас детей гноят в скучных серых школах" - это, Боже мой, и идеи советских педагогов 20-х годов, и Мария Монтессори, и далее по списку. Все это уже тысячу раз проговорено, пройдено и забыто, затем возрождено, затем снова забыто. Один Лимонов опомнился только к началу XXI века. Очевидно, что вся эта литературщина имеет мало общего с политической идеологией потенциальной власти. Власть тем и отличается от прохожих с бурной фантазией, что представляет собой конструкцию работающих институтов, а не маниловские прожекты.

Что же касается "рядовых членах партии", то прав Дмитрий Бавильский, писавший в своей взглядовской колонке совсем, казалось бы, о другом: "Когда Лев Данилкин из "Афиши" неумеренно хвалит вторичную "Кысь" Татьяны Толстой, то становится понятным, что он просто Стругацких (и много еще кого) не читал. Когда люди восхищаются "9 ротой" это означает только то, что они в перестройку на Кубрика и Копполу не бегали и знают их только в "скучном" телевизионном формате".

С нацболами - ровно та же история. Говорить о какой-либо внятной, ясной и своей собственной идеологии не приходится. Эклектика эклектики. Чем они отличаются от "Наших", совершенно непонятно. Ходить "на акции" из-за невнятного постмодернизма - точно такая же мерзость, как и "ходить на акции" из-за денег. Какая уж тут идеология?

Впрочем, примечательна автохарактеристика лидера лидера нацболов в романе "Девочка-зверь": "Девочка ждала меня у лифта, была одета в рваные чистые джинсы и короткую кофточку и сжимала в руках все мои книги, изданные по-сербски. Девочка оказалась жгуче-черноволосой, на голову выше меня ростом, смотрела меня взглядом липкого мухомора, глядящего на муху и была похожа сросшимися иссиня-черными бровями на красавицу Йованку Броз, могучую жену Тито. Девочка-зверь, как тотчас окрестил я ее, выбрала собрать волосы в пучок".

Умилительны, конечно, "все книги". Хорошо, что к Ильичу ходоки ходили без полного академического собрания сочинения. Пришлось бы доставлять на подводах? Лимонова понять можно: желание "девочек" вряд ли может быть осуждено. Стареющему писателю нужно сейчас только одно: тихо и спокойно дожить где-нибудь с "верными соратницами". Это и есть идеология нынешнего национал-большевизма. Все остальное - только антураж спектакля под названием "Эдуард Лимонов". Все остальное - картонные, убого нарисованные, декорации "борьбы с режимом". В сущности, Лимонов - замечательное подспорье режиму. Пока он существует, можно не опасаться системной угрозы от маргинальных подростков с "большевистскими взглядами". Они так и будут пламенно защищать "Вождя", которому мало надо? Ровно столько, сколько и Касьянову, и Явлинскому, и Немцову, и тому же Дугину. Хлеба краюшку да табака понюшку.

Владислав Юрьевич, подкиньте им на бедность. Эти еще пригодятся?

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67