Господа все в Париже

Как-то раз один мой френд (точнее сказать, френдесса) вывесил у себя на стене в Фейсбуке один из типов месяца (регулярная рубрика русского издания мужского журнала MAXIM) – а именно интеллектуального сноба. На снобов советского и постсоветского типа, которые «финиш МГИМО» и даже научились носить манишку с запонками, изображенный персонаж не похож: скорее это странная смесь рядового креативщика, не пропускающего ни одной профильной тусовки, с «мужем-мальчиком», который даже женившись, нервически блюдёт прежние холостяцкие привычки, вроде «встречи Нового года в одиночестве с ящиком виски» или передвижения на мотороллере. Вельветовая куртка (как пародийный «эксклюзив») и «винтажная» сумка с надписью ГДР довершали сатиру.

Многие из комментаторов этой иллюстрации узнали в герое месяца себя, некоторые посмеялись, некоторые обиделись. И только один участник дискуссии вспомнил об изначальном значении слова «сноб» – человек не аристократического происхождения, аббревиатура латинского sine nobilitate рядом с фамилией студента закрытого колледжа. Парвеню, или по-русски «из грязи в князи». Так и было бы суждено данному типажу расползтись на домашние мемы, если бы не попался мне на днях в ЖЖ так называемый тест «на быдло», начинающийся словами «Я не пью чай из пакетиков». Чем больше находишь в себе соответствий с манифестируемыми автором утверждениями, тем ты меньшее быдло. Прочтя его, я занялась своим любимым делом – сваливанием разных явлений в одну кучу.

Разгребая ее, я задумалась о том, что из глубин народного подсознания рвется на белый свет некий новый типаж, расталкивая прежних локтями, стараясь отрясти прах предыдущих поколений со своих ботинок. Больше всего он стремится отграничить себя от канона престижного потребления low-middle путинского времени (наверное, теперь следует говорить: первой путинской эпохи) – отдых в Турции или Египте, чтение глянца. Но также: от бытовой среды старшего поколения – ковры на стене, телевидение, массовая литература, сохранение пакетов и контейнеров. И от студенческой бытовой неустроенности – чай в пакетиках, растворимый кофе, кетчуп в борще, покупной майонез, чипсы, Макдоналдс. И от простого народа – речевые ошибки, фотографии на фоне достопримечательностей, покупка одежды на рынках, пресловутые «босоножки с колготками».

Зато всячески приветствуется самоидентификация с неким «гражданином мира», который умеет готовить соус песто, имеет любимый ресторанчик, паб и кофейню, знает языки, спит и видит, как свалить из «сраной раши» или «этой страны», пользуется гаджетами фирмы «Apple» и зеркальным фотоаппаратом, а ни в коем случае не фотомыльницей. Он не пьет даже газированной воды, предпочитая слегка минерализованную влагу здоровья, а уж при упоминании «Кока-колы» только презрительно поморщится.

Неустроенность и невстроенность данного персонажа ни в новый позитив, ни в бюргерское счастье нулевых, выдает его яростное желание вольноотпущенника замести следы и откреститься от среды-порождения. Если попробовать реконструировать портрет «гражданина мира» по данным этого теста, то получается интересный персонаж, что-то среднее между начинающим менеджером и помощником шеф-повара. Он передвигается по миру на самолетах, скупает травы для домашних соусов, и в самолете читает деловые еженедельники по обязательному списку. Он совершенно не думает об экологии и выбрасывает полиэтиленовые пакеты, вместо того, чтобы присоединиться к движению экосумкеров. Он аполитичен, «не поддерживает ни одну политическую партию», и не имеет аккаунта в популярных социальных сетях примерно по той же причине – нечего быть среди восторженной или негодующей толпы. Он очень суетлив, например «знает рецепты приготовления как минимум пяти алкогольных коктейлей», потому что это тоже может в жизни пригодиться.

Этот тип представляет собой полную противоположность европейской аристократии. Наши люди удивляются, когда видят потомка крестоносцев, с благодарностью принимающего сэндвич из столовой. Или потомственного британского аристократа, который с невозмутимостью, достойной портретов его славных предков, ждет автобуса и совершенно не озабочен тем, опоздает он или нет. Для настоящего аристократа автобус находится у него в услужении, а не он поступает в услужение автобусу, испуганно поглядывая на часы. И когда человек, в паспорте которого написано барон или виконт, несет в руках пластиковую тарелку с завтраком, он как раз думает об экологии, о сбережении воды и электричества: «Я Вам не помешал?» спрашивает он соседа, и мы уверены, что и природе он не нанес ущерба.

Но всё встает на места, если мы предположим, что «небыдло» – это и есть тот «типаж нулевых», который мы так долго ищем, пытаясь разобраться, что же с нами произошло в эти годы. Это человек, принципиально не ведущий общественной деятельности, не понимающий в экономике вообще ничего (работа в отделе сбыта не дает этого понимания), об экологии знающий только из презираемого им телевизора, а читающий только то, что рекомендуют в блогах. Донцову он не читает, но не факт, что не читает Коэльо. Пиво и колу не пьет, но не факт, что не пьет кипяченую воду из-под крана. И уж точно аристократов он не видел в жизни ни разу. Все господа в Париже, а мы лишь товарищи по счастью/несчастью (подчеркнуть нужное).

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67