Глумление над лояльными

Волочкова и Цискаридзе подпортили церемонию открытия Большого театра: накануне оба опубликовали по письму в Сети — написали, что потолки в репетиционном зале низкие и позолота не настоящая, не говоря уже про дверные ручки. Говорят, что мотивы прозрачны: Волочкову когда-то уволили из Большого, Цискаридзе не назначали худруком балетной труппы. (Волочкова применяет запрещенный прием — зачем-то упоминает, как «по-настоящему» имя-отчество гендиректора театра Иксанова). Все ясно, казалось бы, необъясним только откровенно издевательский тон.

Ц. и В. преувеличивают. Когда надо, строить у нас умеют, а Большой театр всегда был государственной стройкой, символом власти: он и построен был к коронации Александра II, и реконструирован очень кстати — к очередной коронации. Не то что бы специально рассчитали, просто, видимо, такая судьба. Если власть на себя потратила 500 млн. евро — вряд ли там, внутри, все так плохо. А если что-то и не так, можно исправить. Однако же Ц. и В. уверенно глумятся над Большим, зная, что: 1) им за это ничего не будет; 2) любая критика будет встречена одобрительно. Настроение интернет-масс таково, что про любую стройку можно с уверенностью сказать: там все распилили и украли. В это верится.

Почти одновременно произошла встреча Ксении Собчак и руководителя Росмолодежи Василия Якеменко в ресторане «Марио». Ничего криминального в том, что чиновник с женой зашел в дорогой ресторан, конечно, нет. Собчак почуяла, что любое слово Якеменко в этой ситуации будет истолковано не в его пользу. И не ошиблась. Такова уж у него репутация. Надо сказать, заслуженная. Правда, поход в ресторан тут не при чем. Этот грех Якеменко получил, так сказать, в нагрузку. В итоге же безобидное видео с пустыми тарелками превратилось в шоу недели — после того, как «Наши» стали требовать от известных СМИ снять ролик с сайта. На что известные СМИ расхохотались им в лицо и, так сказать, увеличили изображение.

В этих, казалось бы, не связанных между собой событиях есть общее: бывшие лоялисты глумятся. Такое поведение можно объяснить в рамках общей «психологизации политики» после 24 сентября.

Недвусмысленно было заявлено, что элиту после 2012 года ждет очередная переаттестация. Большая чистка. Это касается и творцов: они призваны обслуживать очередной карнавал, а перед началом хорошо бы выяснить степень их личной преданности.

Творческую и научную элиту ждет проверка на лояльность — перед новой шести-, а то и двенадцатилеткой. Проверку ведут с византийской изощренностью. Она началась подъемом знаменитых амфор со дна морского: можно назвать эту акцию «публичным унижением археолога в его доме» — по аналогии с известной акцией группы «Война». Есть кощунственное предположение, что власть преследует группу «Война» именно потому, что хочет в дальнейшем взять на вооружение ее стилистику. Чувствует конкурентов.

Итак, символическое унижение распоясавшихся за четыре года элит — цена входного билета в элиту призыва 2012-2024 гг.

Иллюстрацией может служить встреча Медведева с мастерами балета в том же Большом за месяц до открытия. Президент случайно встретил репетирующую в полном составе труппу, одетую в костюмы — не зайчиков и белочек, но вельмож 18 века (конечно, именно в таких костюмах им и удобнее всего репетировать — кто бы сомневался). Одежда выбрана правильно: приехал в крепостной театр либеральный барин, стал выспрашивать про дух места — и ряженые восторженно подтвердили: есть дух, есть, еще и какой! Вдвое больше против прежнего! Естественно, перед тем их долго строила ФСО, и во всем крепостном величии заставила париться в ожидании дорогого гостя — час, два? Для профессионалов это все, конечно, унизительно. Участники беседы — худрук Сергей Филин в кэжуал, прима Светлана Захарова в чем-то розовом, и еще несколько человек справа и слева — заметно нервничают и не знают, куда деть руки. И все время складывают одинаково, замочком.

Прошло всего несколько дней, и символическую процедуру произвели с самим Медведевым.

Дальнейшие бадминтоны и комбайны можно объяснить так: все теперь должны пройти процедуру символического унижения, как прошел ее младший партнер. Нужно выяснить, кто готов в течение ближайших 6-12 лет имитировать «дух театра». В режиме психологической спецоперации намеренно придумываются кощунственные или комические сценки, чтобы посмотреть, кто как будет себя вести, как реагировать. Кто прыснет в кулак или пальцем покажет — выбывает из игры. Возможно, потому и сцены намеренно идиотские — добиваются, чтобы в строю остались только сильные духом.

Поразившее многих выступление актера Владимира Машкова на памятном съезде «ЕдРа» — из того же разряда символического самоуничижения. Самый успешный российский актер должен на время забыть про мачо-имидж и растроганно признаваться, что всеми успехами обязан родной партии и лично товарищам П. и М.

Глумление над журфаком — тоже показательное мероприятие. Привести ряженых, с заранее утвержденными вопросами — чем не унижение сообщества? Вот как можно, показывают нам, если вы чего-то еще не поняли.

Через это символическое унижение должны так или иначе пройти все, кто хочет остаться в строю. Пройти, напяливая на себя нелепые костюмы и принимая неудобные позы. Важен ритуал. Каждый Максим Петрович (персонаж из «Горя от ума», чье умение рассмешить нелепостью приводит в пример Фамусов) должен теперь думать о том, как удачнее поскользнуться перед государыней. Государыня внимательно следит за тем, кто из новых комсомольцев как падает – традиции должны сохраняться, важен старый дух. Это и есть новая присяга на верность.

Те, кто отказался или кого не взяли, глумятся над теми, кто уже построился. Это вовсе не означает, что и они, в свою очередь, не построятся через полгода-год. У Собчак — особый случай: у нее льготный билет в обе стороны, ей глумиться можно до самого упора, а может быть, и дальше. Конечно, и для нее есть предел – но всем бы такой предел. Что до Волочковой и Цискаридзе, то их поведение можно понимать как психологическую компенсацию: сегодня они испытывают моральное превосходство над теми, с кем недавно делили коронационную залу. Новые лоялисты вспоминают речевки в Кремлевском дворце съездов; бывшие лоялисты желают взять реванш за прежние унижения: это и движет ими помимо горечи от упущенных материальных выгод.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67