Глосса #1: подход "через мигалку"

Первый раз судьба моя пересекалась с политической жизнью Родины аккурат четверть века назад (в 1982 году), когда, будучи студентом филологического факультета МГУ, удостоился великой чести отработать переводчиком в Иностранном отделе ЦК КПСС. В "пассажиры" попался мне - уж не помню за давностью лет по имени - член политбюро компартии Румынии, который доставил советским собратьям по идеологическому оружию докладную записку, проливающую свет на капризно-витиеватую партийную линию Николае Чаушеску. Вместе с доверенным мне румынским членом я пропутешествовал в Мурманск, где успешно зачитал перед местным партактивом перевод докладной записки, вызвавшей бурные аплодисменты, плавно переходящие в застолье с икрой и водкой.

За труды и старания партия отслюнявливала мне по три рубля в день - ровно в пять раз меньше, чем в Союзах кинематографистов и писателей, основных местах моего студенческого приработка, - компенсируя денежную скудность персонально приставленной черной "Волгой" с шофером и бесплатным питанием в ведомственных столовых. Считалось, что переводчик должен был быть горд и благодарен за оказанное доверие.

гордостью и благодарностью у меня не срослось, поскольку, помнится, в то время жутко мечталось о бобинном магнитофоне, который, как читатель догадывается, никак не выкраивался на три рубля в день. Даже с учетом бесплатного питания. В довершение неприятностей Иностранный отдел ЦК КПСС в прямом смысле слова выдернул меня из проекторной будки, в которой я самозабвенно синхронил на очередной ретроспективе румынского кино - по двадцать пять рублей за сеанс. Пришлось тем не менее временно похерить мечту о магнитофоне и обменять "Led Zeppelin" на перемещения по разделительной полосе с мигалкой на скорости 140 километров в час, поскольку университетская среда привила мне стойкое убеждение, что отказ от работы по линии Старой площади чреват карьерной катастрофой.

Кого-то наверняка мигалка эта прельщала, меня же, напротив, несказанно угнетала, поскольку подсказывала, как мне казалось тогда и кажется сегодня, извращенный путь к удовлетворению желаний. Здоровый гетеросексуальный подход к покупке магнитофона: заработать денег и купить. Подход "через мигалку": батрачить за три рубля в день, дабы закрепиться в обойме, а затем, пожиная плоды правильных связей и доступа к распределителям, достать магнитофон по символически нереальной цене.

Второе (и последнее) мое пересечение с политической жизнью Родины состоялось через три месяца после первого - тот же Иностранный отдел ЦК КПСС рекрутировал меня для синхронного перевода конференции СЭВ, на которой моя "карьера по партийной линии" благополучно завершилась: в перерыве между заседаниями я рассказал напарнице по синхрону свежий анекдот про Чаушеску, забыв при этом отключить наушники румынской партийной делегации. И хотя румыны потом долго смеялись, хлопали меня по плечу и всячески приободряли, похоже, анекдот таки зафиксировали, где полагается, и больше меня в Иностранный отдел никогда не звали.

С тех пор подход "через мигалку" оказался для меня по жизни решительно заказан: в партии не вступал, Белый дм не защищал (ни в 91-м, ни в 93-м), никогда даже не голосовал - ни сердцем, ни каким-либо другим органом тела. Тем паче - души! Вот уже двадцать пять лет я счастливо и благополучно живу вне политики и без политики, чему, признаться, несказанно радуюсь. Не потому, что подобная позиция обеспечивает иллюзию белого фрака, а потому что единственная - гарантирует внутреннее спокойствие и равновесие.

Пребывание вне политики вовсе не означает, что я никак не реагирую на события общественной жизни - будь то Родины, сопредельных территорий, либо весей Океании. Читатели моих колонок, выходящих последние десять лет в "Компьютерре", "Инфобизнесе" и "Бизнес журнале", не дадут соврать: чуть ли не каждая история хоть экономической, хоть компьютерной тематики не обходится без сопроводительного комментария, так называемого "культур-повидла", на политическую злобу дня. Это естественно: невозможно честному человеку, сохранившему хоть каплю совести, беспристрастно взирать на монструозные преобразования мира, творимые после главного водораздела современной цивилизации - 9/11.

Политика, однако, интересует меня именно в таком - онтологическом - ключе. Не как суетная копошня локальных амбиций власти и денег (кои, как известно, испокон веков являлись перводвигателем всего политического), а как микрокосм, отражающий концептуальную схему, лежащую в его основе и скрытую от всеобщего обозрения. Я искренне убежден, что наша общественная жизнь - процесс хоть и хаотичный, однако предельно управляемый и иерархизированный, а пирамида - идеальная структура, описывающая это управление. Уловить элементы этой структуры в рядовых политических артефактах, на первый взгляд лишенных глобального значения, отследить силовые нити, ведущие от мнимо случайных политических параллельных мест, - не это ли удовольствие?! Ежели не удовольствие, то по меньшей мере наивная амбиция, коей который год развлекаю своих читателей.

Колонку в "Русском журнале" я назвал "Глоссой" - по аналогии со средневековой традицией размещать на полях Библии частные толкования полисемичных мест. "Глоссы" мои, разумеется, бесконечно далеки от претензии на истину в последней инстанции, тем более - на поучения. Они - не более чем культурологический курьез, развлечение ума в духе и стиле гессианской "Игры в бисер". Эдакий частный опыт изыскания реальности за мнимостью. Уж не ради ли изменения политического порядка вещей? Боже упаси! Исключительно ради освобождения читателя... от морока той самой политики, которая не позволяет зажить полноценной жизнью!

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67