Форрест Гамп от политики

От редакции. 2011 – юбилейный год. Не так давно Россия отмечал 80 лет Ельцина, скоро мы будем праздновать 80 лет Горбачева. Юбилеи известных политиков идут один за другим. Однако "юбилейность" имеет отношение не только к России. 6 февраля исполнилось бы сто лет со дня рождения Рональда Рейгана, одного из наиболее известных политических лидеров прошлого века. Правда, отметили юбилей Рейгана в России вяло, почти без обсуждения. Редакция Русского Журнала решила исправить оплошность и, чтобы нашим соотечественникам было интересно читать о Рейгане, его юбилей мы отметим, рассмотрев фигуру сорокового президента США в контексте кинематографа того времени. Философ Борис Межуев рассуждает о причинах популярности Рейгана.

* * *

Разумеется, Рейгана сегодня оценивают по-разному; ведь это всегда зависит от конкретных политических настроений людей. Но в принципе Рейган – очень популярная фигура в Америке. Даже его оппоненты вспоминают про него с некоторой симпатией. Рейган был тем новым лицом американского консерватизма, которое не вызывало отторжения даже у политических противников. Для меня это – загадка. Ясно, что по меркам политического либерализма и политической левизны Рейган должен был бы вызывать гораздо больше негодования, чем, скажем, Ричард Никсон.

Рейган – это удивительная фигура в том смысле, что с него началась новая эпоха мировой политики. Главным признаком этого является то, что происходит редко, – "опубличивание публичной власти". Публичная власть становится в какой-то степени фасадом, вывеской, имиджевым фактором, который скрывает, по крайней мере в США, и, я думаю, не только в США, деятельность иных, часто теневых субъектов. Хотя теневые субъекты существовали всегда, такого отрыва публичной власти от человека, как в эпоху Рейгана, пока еще не было.

Все понимали, что Рейган, конечно, сам принимает решения, что – он важная фигура, но именно в его эпоху начинается появление каких-то совершенно новых субъектов политического действия. Самый очевидный пример: гораздо бóльшую власть приобретают транснациональные корпорации. Предыдущая эпоха характеризовалась как раз тем, что американское государство наступало на корпоративные свободы, начиная с Рузвельта. Власть все больше и больше сосредотачивалась там, где она формально должна быть сосредоточена – в Администрации и в Белом доме. Однако с Рейганом начинается обратный процесс, который часто именуют термином «глобализация». В эпоху Рональда Рейгана начинается, как это сейчас считается, эпоха финансового регулирования. Сегодня это слово обозначает то, что алармистски настроенные политологи называют корпоратократией.

Рейгановская Америка – это Америка, в которой публичный образ президента и реальные силы, которые всем управляют, расходятся. Все это понимают, но принимают. Действительно, трудно как-то объяснить это ощущение возрождения, бывшее при Рейгане, которому сопротивлялись левые: говорили, что это ужасно, что все это – обман. Собственно, так и оказалось, что это – обман. Серьезные экономисты утверждают, что это очень странная теория и, скорее всего, она приведет к чему-то нехорошему. Сокращаются налоги и одновременно увеличиваются расходы на оборону. Тема бюджетного дефицита, сейчас основная для американской финансовой сферы, появилась при Рейгане.

Между тем, имидж Рейгана очень важен для американцев. Мне кажется, чтобы понять отношение к Рейгану простых граждан США, нужно посмотреть фильм Роберта Земекиса «Форрест Гамп». Это кино у меня ассоциируется с идеологией эпохи Рейгана. Америка находится в состоянии психологического упадка после вьетнамских событий, и вдруг происходит рывок, рывок простого человека, обычного американца, что позволяет появиться новой вере в собственную страну. Это фильм о том, почему люди любят Рейгана. В нем ощущается какая-то вязкость никсоновской эпохи: с одной стороны, деятельность спецслужб, с другой - левые, хиппи, наркомания, полное ощущение кризиса, и вдруг Америка обретает веру в себя, в свою моральную состоятельность, в свой успех. Все это очень хорошо отражено в фильме: простой, несколько туповатый американец неожиданно открывает какие-то способности, которые вдруг дают ему возможность вырваться из замкнутого круга, в котором оказываются он и его близкие, и спасти их всех. Он создает вокруг себя новый мир, который не смогли поддержать и удержать высоколобые интеллектуалы.

Психологически эпоха Рейгана чем-то сродни эпохи раннего Путина, когда казалось, что страна возрождается после десятилетия маразма и идиотизма, после проигранной войны в Чечне, после бесконечных терактов, после нескольких внешнеполитических унижений. И вдруг приходит человек, который в мгновение ока меняет ситуацию, Россия возрождается, ее боятся, Чечня под контролем, пенсии и зарплаты выплачиваются. Вот это ощущение раннего путинского подъема очень напоминает возрождение рейгановской Америки. Обе политические фигуры в значительной степени имиджевые. Речь идет не столько о серьезном переломе негативных тенденций, сколько о внешней попытке их изменить, тем не менее, психологически возродив веру своего народа.

Имидж Рейгана еще более усилен тем, что он был актером. Кроме того, важен тот факт, что уже при Рейгане стал исчезать Советский Союз как, по крайней мере, внешнеполитическая опасность для Соединенных Штатов. Потому что до сих пор распространено абсолютно иллюзорное, утопичное и наивное представление (оно очень укоренено в сознании людей) о том, что Рейган победил в холодной войне. Рейган сумел напрячь какие-то военные мускулы, начать гонку вооружений, и тем самым Советский Союз проиграл. Конечно, это мифология. Так же, как, кстати говоря, абсолютно мифологично представление о том, что Рейган был ярым милитаристом. Ничего особо милитарного он не сделал, за исключением Гренады - единственное, что свидетельствует о желании побряцать оружием. Всё остальное – надувание щек, которое, кстати, оказалось эффективным.

Хотя с Рейганом связываются многие вещи, которые либеральная Америка не принимает, например, осложнение отношений с Европой, для простого американца Рейган – это такой Форрест Гамп. Человек, который, не блистая интеллектом и несколько даже презирая всяких слишком уж умных интеллектуалов, тем не менее обладая какой-то моральной энергетикой, которая в то время отсутствовала у либерального истеблишмента, смог вдохнуть веру в американскую силу, американскую мораль, американскую мощь. Именно с Рейгана начинается эпоха того, что в России называют пиаром. Конечно, и Рузвельт, и Кеннеди, и даже Картер, все уделяли внимание Public Relations, но такая четкая акцентировка именно имиджевых качеств лидера в ущерб всем остальным началась именно с Рейгана. Все понимают, что президент – это актер, который играет роль и тем не менее все его поддерживают. Играл эту роль Рейган блестяще. После него, наверное, мало кто может так это делать. Что это всё обман, стало ясно уже в тот момент, когда было объявлено, что Рейган в последние годы своего правления уже находился под влиянием болезни Альцгеймера. Но американцы ему все прощают. Они прощают и Иран-контрас, и Никарагуа, и финансовый коллапс, и кучу всяких омерзительных вещей, которые тот сделал.

Его президентство оказалось одним из самых успешных, несмотря на то, что все проблемы были просто-напросто оставлены без внимания. Одной из положительных черт Рейгана было то, что он был «ястреб» и действительно ненавидел коммунизм. Он был идеологическим врагом коммунизма, но не был идеологическим врагом России. Он совершенно искренно собрался дружить с Горбачевым, хотя это вызвало бурное сопротивление его аппарата, в первую очередь Министерства обороны, которое, естественно, вообще не понимало смысла всех этих дружеских шагов навстречу Михаилу Сергеевичу. Михаил Сергеевич, конечно, видимо, купился на дружеское расположение Рейгана и не оценил, что любой его преемник, даже такой спокойный человек как Джордж Буш, не будет расположен к принятию перестройки

Рейган был актером, который, видимо, в отличие от других персонажей постоянно пытался выйти из своей роли. Он явно не хотел оказаться сведенным к узкому пониманию своих функций. Реальность его правления по-прежнему находится под обаянием его личности. Однако подчеркнем, что все проблемы, которые сейчас переживают сами Соединенные Штаты, начинаются с этого президента. Именно этот человек открыл шлюз многим процессам, нынче распространившимся как в области жизни Соединенных Штатов, так и в сфере международных отношений. Именно Рейган выпустил тот идеологический милитаризм, который, в конечном счете, срезонировал у Джорджа Буша, хотя сам он был далеко не неоконсерватором.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67