Федералы против федерализма

Официальные названия в России не соответствуют их реальным значениям – это давно уже никого не удивляет. Когда-то все потешались над ЛДПР, но президентские рокировки нулевых уже смешить перестали. Сегодня самым наглядным примером этого диссонанса осталось официальное название страны, где присутствует слово «федерация».

Классическая федерация учреждается своими регионами как политическими субъектами. Федерации обычно приходят на смену бывшим империям, где их субъекты не спешат провозглашать себя независимыми государствами, но осознают большую взаимовыгодность совместного бытия. Так было и в США, и, с некоторыми историческими оговорками, в Германии. Однако там, где имперско-централистский архетип сохраняется, он затем воспроизводится и в новой «федеральной» власти (таковы многие нынешние азиатские, африканские и латиноамериканские «федерации»). В итоге происходит отчуждение федерации от ее субъектов, а точнее – «федеральных» чиновников от самой федерации.

В России это отчуждение произошло стремительно – подписанный в начале 1992 года Федеративный договор был уже в следующем году фактически отменен. Конституция-1993 отвергла договорный принцип федерации как таковой. Отныне федерация считалась учрежденной «сверху», а ее субъекты просто «назначены». Впоследствии путинская «вертикаль» закрепила это положение дел, сделав федерацию сугубо номинальной. Однако последние полгода начался конфликт даже номинального статуса субъектов федерации с теми, кто называет себя «федералами».

Так, в Архангельской области выдвинули идею придания поморам статуса коренного малочисленного народа. Для любой федерации это совершенно естественная вещь – подобным статусом пользуются и алеуты в США, и лужичане в Германии, и различные этнические меньшинства в Индии. Но только не для Российской, где подобное требование приравнивается к «государственной измене». В ноябре Минюст РФ приостановил деятельность Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Некоторые «федеральные» чиновники на Кавказе вообще требуют убрать любые национальные обозначения из названий регионов.

Столь идейно различные политики, как Михаил Прохоров и Виктор Алкснис, сошлись, тем не менее, на идее унитарной государственности. Хотя здесь их политические личности не столь важны – в данном случае они выступают как трансляторы концепта окончательного сворачивания федерализма. Но маниловская «широта» Алксниса, тем не менее, впечатляет:

«На мой взгляд, имеет смысл объединить Республику Карелию, например, с Мурманской, Архангельской, Вологодской областями, Республикой Коми и назвать эту территорию Северным краем. А Еврейскую автономную область – с Амурской областью и с Хабаровским краем, назвав Дальневосточным краем. Точно так же Татарстан можно объединить, например, с Ульяновской и Самарской областями и назвать это Казанским или Поволжским краем… В идеале надо бы провести административные границы между новыми субъектами федерации по линейке. Как в США проведены границы между большинством штатов».

Самое примечательное – у этого «слуги народа» не возникает ни малейшего желания спросить этот самый народ, населяющий названные регионы: а хотят ли они с кем-то объединяться и «укрупняться»? Впрочем, этот имперский синдром («мы за всех все знаем») – известное профессиональное заболевание московских политиков.

Внук красного латышского стрелка, мечтающий о «границах по линейке», вероятно, не помнит, что они проводились в США изначально, когда, собственно, большинства штатов еще не было. Но если бы он предложил перекроить их сейчас – вряд ли американцы оценили бы этот революционный задор…

Кстати, несмотря на недавние нашумевшие петиции о выходе десятков штатов из США, в реальности там никакого «распада» не случилось. Дело в том, что в их федерации избираемая (и контролируемая гражданами) местная власть традиционно куда более значима, чем персонаж, заседающий в Белом доме. А партии независимости отдельных штатов и без того имеют возможность избираться в органы власти.

Например, в 1990 году губернатором Аляски стал представитель ее Партии независимости Уолтер Хикл. И хотя политической независимости штата ему добиться не удалось (а, может быть, к этому не особо и стремились?), тем не менее, Хикл вошел в историю как творец «аляскинского экономического чуда». Там была построена весьма эффективная модель экономики, при которой ресурсы штата работают на его жителей, а доходы между штатом и центром делятся в пропорции 90:10. Весьма показательный контраст с российскими «северами», где соотношение ровно обратное, и потому их население разбегается…

Нелишне заметить и то, что ни в 1990 году при победе Хикла, ни в случае с нынешними «сепаратистскими» петициями ФБР никого не преследовала. Уральский политолог Фёдор Крашенинников провел остроумное сопоставление двух федераций:

«Страшно себе представить, чем бы закончился организованный сбор подписей о выходе 20 регионов из Российской Федерации.
Понятно, что организаторов бы сразу арестовали и начали шить большое и красивое дело: экстремизм и измена родине! Ну а рядовых подписантов таскали бы на допросы – и некоторых бы тоже посадили.
А какой фильм снял бы Мамонтов!
А какая была бы «Анатомия протеста»!
И толпы ботов: «Не дадим развалить Расею!»

Настоящий федерализм строится на взаимной заинтересованности регионов. А этот интерес возникает благодаря культурно-экономической специфике каждого их них. Напротив, когда все регионы норовят постричь под одну гребенку, они утрачивают этот интерес друг к другу, и федерация обессмысливается… Поэтому современный федерализм неразрывно связан с региональным брендингом. Свою уникальную специфику и непохожесть на соседей культивируют и американские штаты, и германские земли, и даже японские префектуры. Забавно, что хотя Япония номинально называется «империей», регионального многообразия там гораздо больше, чем в иных номинальных «федерациях».

Что мешает на основе креативных проектов Ивана Мосеева развернуть мощную информационную кампанию продвижения уникальных брендов Поморья, которые способны привлечь в регион инвесторов и туристов? Нет, этого «поморского сказочника» предпочитают обвинять в «сепаратизме»! Непонятно, с какими брендами останется эта «постфедеративная» Россия? Снова Kremlin & GULAG?

Еще следовало бы напомнить такой часто забываемый момент, что федерация отнюдь не сводится лишь к существованию национальных республик. Равноправными субъектами федерации, согласно Конституции РФ, являются как республики, так и области, и края, и города федерального значения. Впрочем, о степени соответствия официальных определений реальности уже было сказано...

Сегодня, с возрастанием имперского унитаризма, в некоторых республиках нарастают и этнократические настроения. Внешне они выглядят будто бы оппозицией империи, но на деле являют лишь обратную ее сторону. Это своего рода «Сцилла и Харибда» для федерализма.

Не люблю схематических упрощений, но здесь, видимо, не обойтись без одной такой схемы, наглядно показывающей разницу в трактовках термина «федерация» в кругах сторонников различных политических идей:

Имперцы

Этнократы

Регионалисты

Унитарное и централизованное государство («федерация» лишь номинально)

Федерация как приоритет «титульных» национальностей в республиках. Национальные республики имеют больше прав и преференций, чем «русские» области и края

Все субъекты федерации преобразуются в равноправные республики и заключают новый федеративный договор

Русский язык – единственный официальный в России

В национальных республиках должен доминировать язык «титульной» национальности

Исполнение Европейской Хартии региональных языков (подписана Россией, но не ратифицирована)

Единая «российская культура» с допустимой «региональной экзотикой»

Этноархаика (фолк-ансамбли, музейные «древности» и т.п.)

Современные глобально узнаваемые бренды каждого региона

Почему первые и вторые вовсе не являются такими уж оппонентами, разъяснил тот же Виктор Алкснис: «Хотите национальный танцевальный ансамбль? Пожалуйста, вот вам финансирование из бюджета на его создание». В общем, полное имперское благолепие – вы хоть упляшитесь в своих национальных костюмах, а политические решения по-прежнему будем принимать мы, московские чиновники.

Кстати, Алкснис уже однажды рассмешил блогерскую публику, зарегистрировавшись в ЖЖ и пригрозив подавать в суд на каждого, что будет непочтительно относиться к его статусу «чиновника категории А». Блогеры тут же придумали ему еще несколько категорий (типа «Г», «М» и «Х»), и чиновник предпочел замять этот скандал. Однако статус и убеждения этих имперских чиновников действительно заслуживают почтения – как бронзовые памятники самим себе. Они эпохальны и неизменны, их ничуть не коснулись все постсоветские метаморфозы. Как Бурбоны периода Реставрации, они ничего не поняли и ничему не научились...

В 1991 году Алкснис был пламенным трибуном группы «Союз», требовавшей «единого и неделимого СССР». Когда СССР рухнул, он стал не менее громко выступать за «единую и неделимую Россию». Следующий этап «единонеделимства», видимо, предсказан на гуляющих в сети демотиваторах...

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67