Эстонский провал России: причины поражения

События в Эстонии должны послужить грозным предупреждением российским политикам и так называемому "экспертному сообществу". Это своего рода последняя красная ленточка, последнее ограждение: проедешь его - и неминуемый срыв в пропасть.

Как уже неоднократно отмечали до меня, в столкновении с крошечной Эстонией "энергетическая сверхдержава" Россия потерпела сокрушительное поражение. Это отметили практически все наблюдатели, как российские, так и западные. Чтобы не повторяться, приведу, например, слова старшего научного сотрудника Финского института международных отношений, руководителя программы "Россия - ЕС" Аркадия Мошеса:

"И дело не только в том, что у эстонских властей уже появляются последователи в других странах Центральной Европы. Гораздо неприятнее очевидная необходимость признавать, что точно так же, как в 1999 году российская внешняя политика не могла предотвратить бомбежки Белграда, а в 2002 году остановить расширение НАТО на страны Балтии, она и сегодня оказывается не в состоянии повлиять на поведение западных контрагентов по принципиальным для себя вопросам.

Крохотная Эстония ни в чем не уступила. Как с этим фактом сочетаются заявления о вновь обретенном величии, самоуверенные декларации и создаваемая аура энергодержавия? Никак" (Газета.ru)

И та же самая оценка, можно не сомневаться, содержится в аналитических записках, которые по итогам событий получили от своих аналитических центров руководители всех стран, политика которых имеет хоть какое-то касательство к России.

И так же несомненно, что эти оценки повлияют самым негативным образом на позиции РФ во всех грядущих внешнеполитических коллизиях. Тем, кто планирует наступление на интересы Российской Федерации, они прибавят уверенности, тех же, кто собирается выстраивать союзнические отношения с РФ или просто считает себя друзьями России, - заставят сильно задуматься. Впрочем, и без последних событий в странах СНГ " только политический самоубийца готов посадить на себя клеймо "пророссийскости". Слова в кавычках - не мои. Это оценка начальника Управления президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модеста Алексеевича Колерова, высказанная им публично. Он же констатировал, что: "Пророссийских сил на постсоветском пространстве нет никаких".

Отчего так произошло? Российская политика, ответы РФ на внешние вызовы производят впечатление сугубой реактивности. Россия реагирует на события по мере их поступления, без всякой предварительной подготовки, прямо в режиме онлайн, этакий престарелый медведь на пенсии: случилось что-то рядом с берлогой - дергаемся, не случилось - лежим тихо. Никакой стратегии, никакого предвидения ситуации хоть на пару ходов вперед и никакого заблаговременного планирования ответов внешние наблюдатели в действиях России обнаружить не в состоянии. Более того, создается впечатление, что российская власть неспособна одерживать победы во внешнеполитических конфликтах еще и потому, что просто не в состоянии их предвидеть, имеет очень слабое представление о внутренних процессах, протекающих в политических и социальных недрах ближних и дальних соседей.

Те же события вокруг Бронзового Солдата, острую реакцию на них русскоязычных жителей Эстонии и жесткие меры эстонского правительства по их подавлению, как и то, что Россия вынуждена будет как-то отреагировать на это, - можно было бы предвидеть заранее и серьезно обдумать и подготовить соответствующие ответные меры. То же касается и более глобальных и серьезных кризисов - впечатление непродуманности и импровизации возникает при наблюдении за действиями российской дипломатии. Рычаги влияния на ситуацию, в принципе, есть - но задействовать их в мгновение ока России оказывается сложно. Максимум, на что она способна, - простейшая двухходовка, как в истории с поставками газа в Германию. Первая же серьезная атака на проект со стороны противников выявила, что никакого пространства для оборонительного маневра Россия не предусмотрела, никаких ответных ходов, тем более на других площадках, которые могли бы отбить атаки, - предусмотрено не было. А казалось бы, речь шла о проекте, на который Кремль завязал все свое будущее и весь свой престиж, - так что уж говорить про какие-то волнения в Таллине.

Такая ситуация еще могла бы быть объяснима для молодой, бедной ресурсами и интеллектуальными силами страны. Но Россия вроде бы страна все еще немаленькая - седьмая часть суши как-никак, и ресурсы имеются, и людьми страна все еще богата, экспертов по сопредельным странам должно хватать... Только вот ресурсы эти используются как-то наперекосяк, не ко времени и не к месту, а люди-эксперты все постепенно перебираются в эти самые сопредельные страны - тот же процитированный выше Аркадий Мошес, ныне подвизающийся в финском Институте международных отношений, с 1988-го по 2006 год был сотрудником московского Института Европы РАН. И примеров таких много. В научно-аналитических центрах Берлина и Вашингтона, Лондона и Токио работает множество прекрасных экспертов по российской политике - выходцев из самой России и сопредельных стран. Многие ведущие западные исследовательско-аналитические политологические институты имеют в РФ свои отделения.

Вообще же, во всех странах, и на Западе и на Востоке, актуальная политология является одной из ведущих областей - и по престижу для занятых там специалистов, и по финансированию, и по вниманию руководства страны.

Мощные интеллектуальные центры, которые помогают политическому руководству страны вырабатывать ее внешнюю политику, изучают процессы, происходящие в окружающем мире, и, что не менее важно, изучают свою страну в плане способности реагировать на эти внешние процессы, ныне имеются в изобилии в любом государстве, претендующем проводить независимую политику. И любой специалист без труда назовет их адреса в любой столице любого сопредельного с Россией государства. В любой - но только не в Москве. То есть, конечно, какие-то центры, занимающиеся анализом внешнеполитических проблем, в России имеются. Но ни их количество, ни уровень финансирования, ни уровень связи со структурами, непосредственно принимающими политические решения и претворяющими эти решения в жизнь, - не идет ни в какое сравнение с американскими, китайскими или западно-европейскими стандартами. Даже и с восточно-европейскими не идет. Например, в Аналитическом центре при правительстве Польши работают шестьдесят специалистов, которые занимаются четырьмя европейскими странами СНГ. Причем центр этот - не единственный. Регулярно устраиваются конференции, за свой счет приглашаются иностранные эксперты, из той же Украины и России, издается литература...

Ничего подобного в Москве и других городах РФ просто нет. Как практически нет и публичных площадок, на которых эксперты из различных центров могли бы обмениваться мнениями, публиковать материалы и вести дискуссии, - разве что пара-тройка интернет-изданий, принадлежащих частным структурам, АПН, "Русский журнал", еще несколько.

В современных условиях для успешной политики на просторах СНГ и дальнего зарубежья, для того, чтобы отслеживать и на должном уровне осмысливать идущие в мире процессы, для отстаивания своих интересов Российской Федерации необходимы мощные интеллектуально-аналитические центры, размером поболее, чем в шестьдесят экспертов, причем поболее, чем шестьдесят, - для каждой из ближних и дальних соседних стран, а их вокруг России не один десяток. А для экспертов этих нужны соответствующие оклады, средства на поездки, а в поездках - не только на первоклассные гостиницы, но и на угощения информантов, на семинары, куда можно приглашать зарубежных коллег, и пр. и пр.

Деньги на все это нужны хоть и немалые, но в масштабах такой страны, как Российская Федерация, найти их было бы просто - на всевозможных куршевелях в месяц, надо полагать, тратится больше, чем нужно для поддержания должного уровня актуальной политологии в течение целого года. Но только вот на куршевели деньги находятся, на остальное - нет.

Мы живем в сложном и постоянно меняющемся мире - это вроде бы трюизм. Не менее прописная истина: чтобы в сложном мире ориентироваться, добиться в нем успеха, да и просто выжить - нужно в нем хорошо ориентироваться, нужно хорошо думать, выстраивать заблаговременную стратегию поведения. Голова на самом деле важнее мускулов. Государство, которое не заботится о своем экспертно-аналитическом интеллектуальном потенциале, в XXI веке не может и мечтать не только о том, чтобы проводить успешную политику, а просто даже быть независимым.

За последние месяцы Россия вчистую проиграла сначала противостояние с Молдавией, потом с Грузией, теперь вот с Эстонией. Представляется, что Российская Федерация подошла уже к нижнему пределу: видимо, далее ее начнут обыгрывать и диктовать свои условия просто частные организации и отдельные индивиды - какие-нибудь Матиусы Русты от международной политики

Но если нынешняя московская власть все же очнется от спячки и озаботится интеллектуальным обеспечением своей внешней политики, если надлежащие уроки будут все же сделаны, можно считать, что Бронзовый Солдат (точнее, реальные солдаты, похороненные под ним) еще раз - уже посмертно - выполнил свой воинский долг: помог спасти свою Родину.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67