Движение непризнания

В начале ноября в Сухуми прошел саммит сообщества "За демократию и права народов", в которое входят Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье. В мероприятии приняли участие главы непризнанных республик Сергей Багапш, Эдуард Кокойты и Игорь Смирнов. Организация была учреждена 14 июня прошлого года после подписания соответствующей декларации, в которой была заложена основа для развития стратегического партнерства. В частности, было принято решение о создании непризнанными республиками собственных миротворческих сил, что, конечно, носило несколько декларативный характер. Главным в этом заявлении скорее было, во-первых, признание ведущей роли России в поддержании мира и стабильности в Кавказско-Черноморском регионе, а во-вторых, требование учитывать мнение народов при любом обсуждении вопроса об изменении формата миротворческих операций.

На прошедшем же 4 ноября этого года саммите было принято решение уже об экономической интеграции между Сухуми, Цхинвали и Тирасполем. В частности, речь идет о создании условий для формирования общего экономического пространства. Были подписаны соглашения по социально-экономическому и межбанковскому взаимодействию и взаимной правовой помощи. Координировать эту работу будут специальные межведомственные Советы, созданные при исполнительном комитете сообщества "За демократию и права народов".

Все эти решения принимались с позиции, согласно которой единственное государство на постсоветском пространстве, на которое могут рассчитывать Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье в деле признания своей независимости в условиях фактической международной изоляции, экономической блокады и вооруженного давления, - это Российская Федерация.

Во время прошлогодней "прямой линии с президентом" Владимир Путин выразил обеспокоенность попытками Грузии решить южноосетинскую и абхазскую проблемы силовым путем. По словам президента, Россия не собирается расширять свою территорию за счет Абхазии и Южной Осетии, но в то же время не может допустить кровопролития в этом регионе.

Решение проблемы находится где-то между противоречивыми принципами международного права, а именно соблюдением территориальной целостности и правом нации на самоопределение. Россия, с одной стороны, являясь членом СНГ, признает Молдавию и Грузию в существующих после распада СССР границах, но, с другой стороны, не может не обращать внимания на волеизъявление своих граждан на территории непризнанных республик в форме выборов и референдумов. И все это на фоне внутриполитического кризиса в Грузии и периодических инцидентов с российскими миротворцами в зоне конфликтов.

Недавно военный инцидент произошел совсем в другом регионе. В результате боевых столкновений албанских боевиков с македонскими силами безопасности был сбит вертолет МВД Македонии. Миротворцы НАТО в Косове были вынуждены с помощью бронетехники перекрыть границу в районе столкновений. Процесс обретения независимости краем Косово в условиях, когда абсолютное большинство сербов в ходе референдума высказалось о невозможности отторжения этой территории, создает своего рода прецедент, который впоследствии может быть применен в отношении других территорий. Прецедент для России, но не для Запада, который упорно не признает не только результаты выборов и референдумов в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье, но и самого факта их проведения, считая любые подобные инициативы этих народов, в своем большинстве граждан России, вне закона.

В принципе, можно понять позицию ЕС относительно Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Известно, что некоторые из членов Евросоюза имеют проблемы на почве сепаратизма регионов. Это и Баския в Испании, и Корсика во Франции, и Северная Ирландия в Великобритании. Список можно продолжить. Но остается только догадываться, зачем после ликвидации союзного государства Югославии и расчленения Сербии и Черногории Европе во что бы то ни стало требуется отделить еще и Косово.

Создается впечатление, что такое рвение в отношении признания независимости территорий на Балканах объясняется отнюдь не соображениями высокой политической морали, а какой-то особенной для европейцев причиной. Зато позиция России вполне понятна и заключается в том, что все решения о признании или непризнании независимости тех или иных территорий должны быть открытыми, беспристрастными и осуществляться на одинаковых основаниях, иначе возникает угроза повторения уже совсем другого прецедента, который имел место в 1999 году.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67